Глава 3. НЕБЕСНЫЙ УЗОР

Материал из Даосская Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

Когда Небо и Земля еще не обрели формы, все струилось и перекатывалось. Назовем это - Великий Свет. В Пустоте и Туманности возникло Дао. Пустота и Туманность породили Пространство и Время. Пространство и Время породили ци. Ци обрело края и границы. Чистое и светлое взметнулось вверх и стало Небом. Тяжелое и мутное сгустилось и стало Землей. Чистое и тонкое соединяется с легкостью, тяжелое и мутное сгущается с трудом. Поэтому Небо сформировалось раньше, а Земля утвердилась позже. Слившиеся вместе частицы цзин Неба и Земли образовали Инь-Ян. Сгущенные частицы цзин Инь-Ян образовали Времена года. Рассеянные частицы цзин Времен года образовали тьму вещей. Горячее ци от скопления Ян породило Огонь, частицы цзин огненного ци образовали Солнце. Холодное ци от скопления Инь образовало Воду, частицы цзин водного ци образовали Луну. Частицы цзин от истечения Солнца и Луны образовали Звезды. Небо принимает в себя Солнце, Луну и Звезды, а Земля принимает в себя потоки рек и дождей и земную пыль.

Некогда Гунгун - бог Разливов боролся за владычество с Чжуаньсюем. Разгневанный, боднул гору Щерба­тую. Небесный столб подломился, земные шнуры порвались. Небо накренилось на северо-запад. Поэтому Солнце, Луна и Звезды сместились туда. Земли не хватало на юго-востоке, поэтому потоки рек и земная пыль устремились туда.

Путь Неба называю кругом, путь Земли называю квадратом. Квадрат - хозяин Тьмы, круг - хозяин Света. Свет испускает ци, поэтому Огонь называется внешней тенью. Тьма поглощает ци, поэтому Вода называется внутренней тенью. То, что испускает ци, одаряет; то, что поглощает ци, преобразует. Поэтому Ян одаряет, а Инь преобразует. Косые [массы] ци Неба в ярости образуют ветер, поглощаемые Землей [массы] ци, приходя в гармонию, проливают дождь. Инь и Ян, сближаясь и противоборствуя, производят гром, возбужденные, разражаются громовым раскатом. Перемешиваясь, образуют влажную дымку. Если побеждает эфир Ян, дымка рассеивается, и образуются дождь и роса; если побеждает эфир Инь, дымка сгущается, и образуются снег и иней.

Пернатые и покрытые шерстью принадлежат к роду летающих и движущихся по земле, те и другие относятся к Ян. Панцирные и чешуйчатые принадлежат к роду погружающихся в спячку и пресмыкающихся, они относятся к Инь. Солнце - господин Ян, поэтому весной и летом звери линяют, в дни солнцеворота олени сбрасывают рога. Луна произошла от Инь, и когда она на ущербе, у рыб сокращается мозг, а когда Луна сходит на нет, моллюски усыхают.

Огонь вздымается вверх, вода течет вниз. Поэтому птицы летят в высоту, а рыбы плывут в глубину. Вещи одного рода воздействуют друг на друга, корень и верхушка откликаются друг другу. Под солнцем янсуй возжигание огонь, под луной фанчжу выделяет влагу. Когда раздается рык тигра, то приходят ветры из ущелий. Дракон поднимается вверх, и его встречают теневые облака. Когда цилини дерутся, то поглощают Солнце и Луну. Кит умирает, и появляется комета. Шелкопряд выпускает нитяную серьгу, и струна шан рвется. Падает фэн - переменная звезда, и Бохай выходит из берегов. Государево чувство сообщается с Небом, поэтому во время казней и разгула насилия часты бури и ура­ ганы. Когда действуют неправые законы и приказы, то растет число вредителей зерновых; когда казнят невиновных, страну постигает засуха; когда не исполняются сезонные повеления, страна страдает от избытка дождей.

Четыре времени года - это небесные приказчики, солнце и луна - это небесные гонцы, звезды - это небесные указатели сроков, радуги и кометы - это небесные предостережения.

На небе существует девять полей и девять тысяч девятьсот девяносто девять углов. В пятистах тысячах ли от Земли находятся пять планет, восемь ветров, двадцать восемь созвездий, пять ведомств, шесть палат - Фиолетовый дворец, созвездие Великое малое, Сюаньюань, Небесный пруд, Четыре стража, Небесный въезд.

Что называем девятью полями?

Центр называется Равновесное небо. Его звезды: Рог, Шея, Основа.

Восток называется Темно-голубое небо. Его звезды: Дом, Сердце, Хвост.

Северо-восток называется Переменное небо. Его звезды: Корзина, Ковш, Волопас.

Север называется Сокровенное небо. Его звезды: Ожидающая дева, Пустота, Кровля, Построенный дом.

Северо-запад называется Темное небо. Его звезды: Восточная стена, Скипетр, Оковы.

Запад называется Сверкающее небо. Его звезды: Желудок, Утиное гнездо, Вилы.

Юго-запад называется Красное небо. Его звезды: Морда, Заслуги, Восточный колодец.

Юг называется Огненное небо. Его звезды: Колесница чертей, Ива, Семизвездие.

Юго-восток называется Светлое небо. Его звезды: Натянутый лук, Крыло, Повозка.

Что называется пятью планетами?

Восток - это Дерево. Его предок - Занимающийся Свет. Его помощник - Кривой Росток. Он держит в руках циркуль и управляет весной. Его дух стал Урожайной звез­дой. Его зверь - Темно-голубой дракон. Его тон - третий, его дни - цзя, и, первый и второй в десятеричном цикле.

Юг - это Огонь. Его предок - Владыка Пламени Янь-ди. Его помощник - Красный Свет. Он держит в руках весы и управляет летом. Его дух стал Мерцающей звездой Инхо. Его животное - Красная птица. Его тон - четвертый, его дни - бин, дин, третий и четвертый.

Центр - это Земля. Его предок - Желтый Предок. Его помощник - Владычествующая над землей. С отвесом в руке управляет четырьмя сторонами света. Его дух стал звездой Чжэнь. Его зверь - Желтый дракон. Его тон - первый. Его дни - у, цзи, пятый и шестой.

Запад - это металл. Его предок - Закатный Свет. Его помощник - Собирающий плоды. Держит в руках угольник и управляет осенью. Его дух стал Великой белизной. Его зверь - Белый тигр. Его тон - второй. Его дни - гэн, синь, седьмой и восьмой.

Север - это вода. Его предок - Чжуаньсюй. Его помощник - Сокровенная тьма. С гирями в руках управляет зимой. Его дух стал звездой Чэнь. Его зверь - Сюаньу. Его тон - пятый. Его дни - жэнь, гуй, девятый и десятый.

Когда Великая тень находится меж четырех центральных знаков, то Урожайная звезда проходит три созвездия по орбите своего движения. Когда Великая тень находится в одном из четырех углов, тогда Урожайная звезда за это время проходит две стоянки. 2 x 8=16, 3 x 4=12. За один день Великая тень проходит 1/12 градуса, за год проходит 30 и 7/16 градуса. За 12 лет совершает полный оборот.

Инхо - Мерцающий огонь обычно в десятую луну входит в область Великое малое. Принимает на себя управление и осуществляет смотр рядов созвездий. Ведает государствами, сбившимися с пути. Производит смуту, разбой, насылает болезни, мор, голод, войны. Появляется и исчезает. Меняет свой цвет, то показывается, то прячется.

Чжэнь-звезда, в начале цикла находясь в знаках цзя-инь, начинает подъем с созвездия Ковша(Большой Медведицы). В год Чжэнь проходит одну стоянку. Если она должна быть здесь, а ее нет, значит, государство потеряет свои земли. Если еще не должна быть, а есть, государство прирастит земли, и будет урожай. Каждый день проходит 1/28 градуса. Каждый год проходит 13 и 5/112 градуса. За 28 лет совершает полный оборот.

Тайбо в начале цикла, находясь в знаках цзя-инь, в первую луну утром вместе с Инхо - Мерцающим огнем появляется на восточной стороне. Через 240 дней заходит. Через 120 дней появляется вечером на западной стороне. Через 240 дней заходит. Через 35 дней снова появляется на восточной стороне. Восходит в знаках чэнь и сюй, а заходит в знаках чоу и юя. Если не зайдет, когда должен зайти, или не выйдет, когда должен появиться, Поднебесная возьмется за оружие. Если должен взойти, а не появляется или не должен зайти, а заходит, то в Поднебесной спрячут оружие.

Звезда Чэнь упорядочивает четыре времени года. Обычно во вторую луну в день весеннего равноденствия появляется в созвездиях Скипетр и Оковы и видна до конца пятой луны. В пятую луну, в день летнего солнцестояния видна в созвездиях Восточный колодец, Колесница чертей. В восьмую луну в день осеннего равноденствия видна в созвездиях Рог и Шея. В одиннадцатую луну в день зимнего солнцеворота видна в созвездиях Ковш и Волопас. Восходит под знаками чэнь и сюй, заходит под знаками чоу и вэй. Восходит и через две декады заходит. По утрам ее можно видеть на восточной стороне, по вечерам - на западной. В какой сезон не появится, быть в том сезоне смуте. Если за все четыре сезона не появится, то быть в Поднебесной великому голоду.

Что называется восемью ветрами?

На 45-й день после зимнего солнцестояния приходят ласковые ветры тяо.

На 45-й день после прихода ласковых ветров приходят ясные ветры миншу.

На 45-й день после прихода ветров миншу приходят очистительные ветры.

На 45-й день после прихода очистительных ветров при­ходят теневые ветры.

На 45-й день после прихода теневых ветров приходят прохладные ветры.

На 45-й день после прихода прохладных ветров прихо­дят ветры от Ворот Чанхэ.

На 45-й день после прихода ветров от Ворот Чанхэ приходят ветры от горы Щербатой.

Через 45 дней после прихода ветров от горы Щербатой приходят пустынные ветры.

Когда приходят ласковые ветры, то выпускают на волю совершивших легкие преступления и убыстряют суд; с приходом ветров миншу выравнивают границы на полях, приводят в порядок межи; с приходом очистительных ветров достают шелк и отправляют послов к чжухоу. Когда приходят теневые ветры, то раздают титулы и награждают; с приходом прохладных ветров благодарят землю за дары, отправляют жертвы в четырех предместьях; когда приходят ветры от Ворот Чанхэ, то убирают музыкальные инструменты с подвесами, больше не играют на струнных - цине и сэ; когда приходят ветры от горы Щербатой, то приводят в порядок дворцовые покои, готовят к зиме городские стены. С приходом пустынных ветров закрывают заставы и мосты, вершат суды и казни.

Что называется пятью ведомствами? Восток ведает земледелием, юг - военными делами, запад - судом, север - общественными земляными работами, центр действует как столица.

Что называется шестью палатами? Это секторы цзы-у, чоу-вэй, инь-шэнь, мао-ю, чэнь-сюй, сы-хай.

Великое малое - это двор Великого Единого, Фиолетовый дворец - это жилище Великого Единого, Сюань-юань - это место отдыха наложниц Владыки. Небесный пруд - это его рыбный заповедник, Небесный въезд - врата всех духов. В этих четырех дворцах происходит наблюдение над тем, как награждают и наказывают.

Великое малое управляет Красной птицей. Фиолетовый дворец держит в руках Ковш (Большой Медведицы) и вращается влево. В день передвигается на один градус и так совершает полный оборот по небу. В день зимнего солнцеворота доходит до горы Высокий Волк. Ежедневно перемещаясь на один градус, всего проходит 182 и 5/8 градуса и в летнее солнцестояние достигает горы Воловья голова. Возвращается и проходит 365 и 1/4 градуса, что и образует год.

Когда Тяньи - Небесное Единое начинает свой цикл в первую луну, ручка созвездия Ковш указывает на знак инь. Солнце и луна вместе входят в Построенный дом на 5 градусов. С этого начинается его 76-летний цикл, после которого солнце и луна снова в первую луну входят в Построенный дом точно на 5 градусов, без долей. Это называется Периодом. Всего - 20 Периодов, 1520 лет составляют Великое завершение. Солнце, луна, звезды и созвездия заново начинают ход. Тяньи начинает с положения цзя-инь. В день проходит 1 градус, и за год образуется излишек в 1/4 градуса, так что за четыре года накапливается 1461 день, и только после этого все снова возвращается в старое положение. Через 80 лет все повторяется. Поэтому и говорится: прямые линии, соединяющие знаки цзы и у, знаки мао и ю, называются двумя отвесами. Секторы между знаками чоу-инь, чэнь-сы, вэй-шэнь, сюй-хай называются углами.

Северо-восток образует тяж Возвращение благодати. Юго-запад образует тяж Уходящий баран. Юго-восток образует тяж Упершийся баран. Северо-запад образует тяж Поднятое копыто.

В день зимнего солнцестояния ручка Ковша указывает на север, находясь прямо в центре отвесов. Эфир инь находится в пределе, эфир ян - в зародыше. Поэтому и говорится, что день зимнего солнцестояния - это Благодать.

В день летнего солнцестояния ручка Ковша направлена к югу и находится в центре тяжей. Эфир ян находится в пределе, эфир инь - в зародыше. Поэтому и говорится, что летнее солнцестояние - это Гибель. Когда эфир инь в пределе, то на севере он распространяется до Северного полюса, вниз проникает до Желтых источников. Поэтому нельзя буравить землю, рыть колодцы. Все сущее хоронится, впадающая в зимнюю спячку живность обращается головой к норам. Поэтому и говорится: Благодать - в доме.

Когда эфир ян находится в пределе, то на юг распространяется до Южного полюса. Вверх вздымается до Красного неба. Поэтому нельзя срывать холмы, подниматься на крышу. Тьма вещей начинает просыпаться, пять хлебов оживают. Поэтому и говорится: Благодать - в поле.

Наступает день зимнего солнцестояния, и воды сопровождают его. Наступает день летнего солнцестояния, и огонь сопровождает его. Поэтому в пятую луну огонь главенствует, а вода лишь сочится. В одиннадцатую луну вода главенствует, и эфир инь побеждает. Эфир ян образует огонь, эфир инь образует воду. Когда вода побеждает, то в день летнего солнцестояния бывает сыро. Когда огонь побеждает, то в день зимнего солнцестояния бывает сухо. Если сухо, то пепел легкий; если сыро, то пепел тяжелый.

В день зимнего солнцестояния колодцы полны водой, вода в плошках переливается через край. Бараны линяют, олени сбрасывают рога, сороки начинают гнездиться. Шест в 8 чи длиной в полдень отбрасывает тень в 1 чжан и 3 чи. В день летнего солнцестояния нефрит начинает блестеть, и камни проявляют свой цвет. Раздается звон цикад, и появляется трава «середина лета». Комары и слепни не жалят жеребят и телят, хищные птицы не хватают желторотых птенцов. Тень от шеста в 8 чи равняется 1 чи 5 цуней. Когда тень удлиняется, это означает, что побеж­дает эфир инь. Когда тень укорачивается, побеждает эфир ян. Когда побеждает эфир инь, возникают наводнения; когда побеждает ян, наступает засуха.

Инь и Ян в положении Благодати и Гибели занимают семь стоянок. Что называется семью стоянками? Дом, Приемный зал, Двор, Ворота, Переулок, Улица, Поле - так называются семь стоянок.

В двенадцатую луну Благодать проводит в доме 30 дней - 15 дней перед днем зимнего солнцестояния и 15 дней после зимнего солнцестояния, а затем переселяется. В каждом месте живет по 30 дней. Пока Благодать живет в Доме, Гибель находится в Поле; Благодать - в Приемном зале, Гибель - на Улице; Благодать - во Дворе, Гибель - в Переулке. Когда Инь и Ян взаимно одаряют друг друга, то Гибель и Благодать затворяют ворота. В восьмую луну и во вторую луну эфир инь и эфир ян уравновешены, день и ночь делятся поровну. Это и называется: Гибель и Благодать затворили двери. Когда Благодать движется на юг - это жизнь. Когда Гибель движется на юг - это убиение. Поэтому и говорится: когда во вторую луну происходит встреча, то рождается тьма вещей. Когда в восьмую луну происходит встреча, то травы и деревья умирают.

Промежуток между двумя тяжами составляет 91 и 5/16 градуса. В день [Благодать и Гибель] проходят 1 градус. За 15 дней образуют 1 отрезок, и каждый из отрезков образует одну из 24 временных перемен.

Когда ручка Ковша указывает на знак цзы, то наступает «зимнее солнцестояние». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «желтый колокол».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак гуй - это «малые холода». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «откликающийся колокол».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак чоу - это «великие холода». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «отсутствие пресыщения».

Еще через 15 дней указывает на тяж Возвращение благодати, и эфир инь рассеивается на земле. Поэтому и говорят, что на 46-й день после зимнего солнцестояния - «становление весны». Эфир ян растаскивает лед. Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «южное путе- шествие».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак инь, наступает период под названием «дожди и потоки». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «распоряжения об убиении».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак цзя, и гром «пробуждает тех, кто в спячке». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «лесной колокол».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак мао, прямо в точке пересечения отвесов: наступает «весеннее равноденствие», и начинаются громы. Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «гость в поклоне».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак и. «Приходят очистительные ветры». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «середина путешествия».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак чэнь. Это - период «хлебный дождь». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «купание девушек».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на тяж Упершийся баран, и весеннее разделение сезонов кончается. Поэтому говорится: через 45 дней устанавливается лето. Прекращаются Великие ветры. Музыкальные звуки настраиваются на тон «стиснутый колокол».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак сы, и наступает период «малое изобилие». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «великое скопление».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на знак бин, и наступает период «остистый колос». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «большое путешествие».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак у*. В это время эфир ян оказывается в пределе. Поэтому и говорится: на 46-й день наступает «летнее солнцестояние». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «желтый колокол».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак дин, и наступает период «малая жара». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «большое путешествие».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак вэй. Это период «большая жара». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «великое скопление».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на тяж Уходящий баран. На этом деление лета кончается. Поэтому и говорят: на 46-й день «становится осень». Приходят прохладные ветры. Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «стиснутый колокол».

Еще через 15 дней ручка Ковша указывает на шэнь. Наступает период «прекращение жары». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «купание девушек».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на гэн. Наступают «белые росы». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «середина путешествия».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак ю, находясь в точке пересечения отвесов. Это осеннее равноденствие. Гром побуждает тварей, уходящих в спячку, оборачиваться к северу. Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «гость в поклоне».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак синь. Это период под названием «холодные росы». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «лесной колокол».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак сюй, и наступает период «выпадение инея». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «распоряжения об убиении».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на тяж Поднятое копыто, и осенний сезон исчерпывается. Поэтому говорят: на 46-й день устанавливается зима. Деревья и травы умирают. Музыкальные звуки настраиваются на тон «южное путешествие».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак хай. Наступает период «малый снег». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «отсутствие пресыщения».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак жэнь. И тогда наступает период «большой снег». Музыкальные звуки настраиваются на тон под названием «откликающийся колокол».

Через 15 дней ручка Ковша указывает на знак цзы. Поэтому говорят: «Ян рождается в знаке цзы, инь рождается в знаке у*».

Ян рождается в знаке цзы, поэтому в 11-й луне наступает день зимнего солнцестояния. Сороки начинают строить гнезда. Эфир человеческого тела концентрируется в голове. Инь рождается в знаке у*, поэтому в 5-ю луну производят малые наказания. Пастушья сумка, пшеница и трава «крупка перелесковая» усыхают. Травы и деревья, родившиеся зимой, погибают.

Ковш - это Малый год. В первую луну ручка Ковша указывает на знак инь. Луна слева направо проходит 12 [лунных] знаков.

Небесный пруд - это Большой год. Во вторую луну ручка Ковша указывает на знак мао. Луна справа налево проходит четыре чжуна. Завершает и снова начинает. Те, кому навстречу движется Тайсуй, Большой год, - унижены, кто оказывается к нему спиной - в силе; кто слева - дряхлеет, кто справа - расцветает.

Когда Малый год движется к юго-востоку, то он все рождает, а когда он движется к северо-западу, то все убивает. «Нельзя встречать, а можно поворачиваться спиной, нельзя быть слева, а нужно быть справа» - об этом сказано.

Большое время - это период обращения Небесного пруда, Малое время - это период обращения Луны.

Небесный тяж, устанавливая начало периода, обычно начинает со знака инь. Начинает подъем и движется вправо. За год происходит смещение [на один знак]. За 12 лет делает полный оборот по небу. Завершает и снова начинает.

Первый год правления Хуайнань - пришелся на зиму. Великое Единое находится в это время в знаках бин-цзы. Зимнее солнцестояние приходится на день цзя-у*, становление весны - на день бин-цзы. Два инь и одно ян образуют эфир два; два ян и одно инь образуют эфир три. Соединение этих эфиров образует музыкальные звуки. Сочетаясь с инь, образуют ян, сочетаясь с ян, образуют тоны музыкальных трубок. Поэтому и говорят: 5 звуков, 6 тонов. Число звуков удваивается, и получается солнечный цикл. Число тонов удваивается, и получается лунный цикл. Таким образом, дней - 10, а лун (месяцев) - 12.

Луна в день проходит 13 и 26/76 градуса. Один месяц составляет 29 и 499/940 дня. А 12 месяцев образуют год с остатком в 10 и 827/940 дня. По прошествии 19 лет набирается 7 «вставок».

День зимнего солнцестояния падает на знаки цзы-у*, летнего солнцестояния - на знаки мао-ю.

Прибавим ко дню зимнего солнцестояния три дня, это будет день летнего солнцестояния. За год происходит смещение на 6 дней, и все повторяется.

Когда день зимнего солнцестояния приходится на знаки жэнь-у*, тогда знаки цзя-цзы принимают на себя управление. Дерево используется в деле. Дым становится синим.

Через 72 дня бин-цзы принимает управление. Огонь используется в деле. Дым от огня - красный.

Через 72 дня у-цзы принимает управление. Земля используется в деле. Дым от огня - желтый.

Через 72 дня гэн-цзы принимает управление. В деле используется металл. Дым от огня - белый.

Через 72 дня жэнь-цзы принимает управление. Вода используется в деле. Дым от огня - черный.

Через 72 дня год заканчивается. Гэн-цзы принимает управление. За год происходит смещение на 6 дней. Подсчитываем в цифрах, получается так, что за 70 лет снова вернемся в цзя-цзы.

Когда цзя-цзы берет на себя управление, то проявляются мягкость и благоволение, смягчаются массовые запреты, открываются створки дверей, расчищаются заграждения и завалы. Запрещается рубить деревья.

Когда бин-цзы принимает на себя управление, возвышают достойных и добрых; награждают имеющих заслуги; раздают наделы и титулы; одаривают имуществом и товарами.

Когда у-цзы принимает на себя управление, то заботятся о стариках, вдовах и бобылях, проводят кормления, раздают милости.

Когда гэн-цзы принимает на себя управление, то поправляют стены и изгороди, чинят городские стены и валы, пересматривают списки массовых запретов, приводят в порядок оружие и латы, проверяют службу чиновников, казнят преступивших установления.

Когда жэнь-цзы принимает на себя управление, то запирают ворота домов и селений, проверяют, не остались ли где гости, вершат суды и производят наказания, казнят осужденных. Закрывают заставы и мосты, запрещают выезды за пределы селений.

В дни цзя-цзы воздух сухой и нечистый, в дни бин-цзы воздух сухой и теплый, в дни у-цзы воздух сырой и нечистый, в дни гэн-цзы воздух сухой и холодный, в дни жэнь-цзы воздух чистый и холодный.

Если в бин-цзы поступать, как в цзя-цзы, то находящиеся в спячке твари выйдут из нее раньше времени и гром прогремит до времени.

Если в у-цзы поступать так, как в цзя-цзы, то начнутся выкидыши и появятся яйца-болтуны. Среди птиц и насекомых будет много раненых.

Если в гэн-цзы поступать так, как в цзя-цзы, то быть войне.

Если в жэнь-цзы поступать так, как в цзя-цзы, то выпадет иней весной.

Если в у-цзы поступать так, как в бин-цзы, то быть грому.

Если в гэн-цзы поступать так, как в бин-цзы, то быть истреблению.

Если в жэнь-цзы поступать так, как в бин-цзы, то быть граду.

Если в цзя-цзы поступать так, как в бин-цзы, быть землетрясению.

Если в гэн-цзы поступать так, как в у-цзы, то пять злаков будут поражены.

Если в жэнь-цзы поступать так, как в у-цзы, то летом будет холод, дождь и иней.

Если в цзя-цзы поступать так, как в у-цзы, то чешуйчатые не покроются чешуей.

Если в бин-цзы поступать так, как в у-цзы, быть большой засухе, так что водяной овес засохнет.

Если в жэнь-цзы поступать так, как в гэн-цзы, то быть великой твердости, и рыбы не будет.

Если в цзя-цзы вести себя, как в гэн-цзы, то травы и деревья дважды умрут и дважды родятся.

Если в бин-цзы вести себя, как в гэн-цзы, то травы и деревья снова расцветут.

Если в у-цзы вести себя, как в гэн-цзы, то урожай то будет, то нет.

Если в цзя-цзы вести себя, как в жэнь-цзы, то и зимой ничто не будет укрыто.

Если в бин-цзы вести себя, как в жэнь-цзы, то начнется звездопад.

Если в у-цзы вести себя, как в жэнь-цзы, то твари, что пребывают в спячке, зимой вылезут из своих нор.

Если в гэн-цзы вести себя, как в жэнь-цзы, то зимой гром поразит их норы.

Третья луна.

В весенний сезон, в третью луну, выходит Фэнлун, чтобы вести свои громы в поход. Если до третьей луны осени земной эфир не схоронится, то Фэнлун соберет свою убийственную жатву. Те твари, что уходят в спячку, пригибаются к земле, затихают жилища, затворяются двери.

Синяя дева выходит, чтобы спустить на землю иней и снег, запускает в ход эфир 12 месяцев, который останется вплоть до кануна второй весенней луны. Собирает все, что схоронено, и запирает свой холод.

Нюйи бьет в барабан и поет. Она ведает небесной гармонией. Благодаря ей взрастают хлеба, звери и птицы, травы и деревья. В первую луну лета ее силой созревают колосья хлебов, кукует кукушка, суля долгие годы императору и князьям.

Если небо не выпустит своего эфира инь, то тьма вещей не родится. Если земля не выпустит своего эфира ян, то тьма вещей не сформируется. Небо кругло, земля квадратна, а дао находится в центре. Солнце осуществляет благо, луна несет гибель. Луна возвращается домой, и тьма вещей умирает. Солнце достигает предела, и тьма вещей рождается. Когда оно покидает горы, горный эфир прячется; удаляется от вод, - и водные твари погружаются в сон; удаляется от деревьев, - и листва на них засыхает. Если солнца не видно в течение пяти дней, это значит, что оно сбилось с пути. И мудрецы опечаливаются.

Солнце встает в Долине Восходящего солнца, купается в Небесном пруду, подходит к Шелковице Фу. Это называется Утренняя заря. Поднимается на Шелковицу Фу, отсюда собирается в путь. Это называется Предрассветная заря. Достигает Кривых гор. Это называется Рассвет. Достигает Ярусных ключей. Это называется временем Первой еды. Достигает Шелковичного края. Это называется временем Второй еды. Достигает Равновесия света. Это называется Позднее утро. Достигает гор Куньу. Это называется Полдень. Достигает Птичьего ночлега. Это называется Малое возвращение. Достигает Долины Скорби. Это называется временем Дневной еды. Достигает горы Матери Цзи. Это называется Большим возвращением. Достигает пучины Глубокая печаль. Это называется временем Первого толчения риса. Достигает Каменной гряды. Это называется временем Второго толчения риса. Достигает Источника скорби. Здесь останавливается его женщина, здесь отдыхают его кони. Это называется Распряженная колесница. Когда солнце достигает Печальной пучины, это называется Слабыми Сумерками. Когда достигает Долины Мрака, это называется Густыми Сумерками. Солнце садится на краю Печальной пучины, светит у края Долины Мрака. Всего проходит 9 материков и 7 [зодиакальных] стоянок, что составляет 507 09 ли. Так Юй установил деление на утро, день, сумерки и ночь.

В день летнего солнцестояния Инь одолевает Ян, и тьма вещей начинает свой путь к смерти. В день зимнего солнцестояния Ян одолевает Инь, и тьма вещей поднимается к жизни. Дневное время - это часть эфира ян, ночь - часть эфира инь. Поэтому когда эфир ян побеждает, то день длиннее, а ночь короче; когда эфир инь побеждает, то ночь длиннее дня.

Небесный Владыка растягивает четыре тяжа и вращает их с помощью ручки Ковша. За одну луну свершается сдвиг на одно [зодиакальное] созвездие. По окончании цикла все возвращается на исходное место.

В первую луну ручка Ковша указывает на знак инь, в двенадцатую луну она указывает на знак чоу. Один год - один оборот, завершается и снова начинается.

Когда ручка Ковша указывает на знак инь, то начинается шевеление насекомых, пребывающих в спячке. Трубки настраиваются на тон тай цу - «великое скопление». «Великое скопление» - это значит, что живые твари скапливаются, но еще не выходят.

Когда ручка Ковша указывает на знак мао, это означает пышное изобилие. Трубки настраиваются на тон цзя чжун - «стиснутый колокол». «Стиснутый колокол» - это значит, что начинается образование стручков у бобовых.

Когда ручка Ковша указывает на знак чэнь, то чэнь следует понимать как чжэнь - «сотрясение». Трубки настраиваются на тон гу сянь - «купание девушек», и это означает, что старое уходит, а новое приходит.

Когда ручка Ковша указывает на знак сы, то сы следует понимать: рождение уже состоялось. Трубки настраиваются на тон чжунлюй - «середина путешествия». Это значит: «внутри образовалась большая полнота».

Когда ручка Ковша указывает на знак у*, то у* следует понимать как «противодействие». Трубки настраиваются на тон жуй бинь - «гость в поклоне». Это значит: «покой и покорность».

Когда ручка Ковша указывает на знак вэй, то вэй следует понимать как мэй - «густые сумерки». Трубки настраиваются на тон линь чжун- «лесной колокол». Это значит: «вывести и остановить».

Когда ручка Ковша указывает на знак шэнь, то шэнь надо понимать как звук всасывания воды или воздуха. Трубки настраиваются на тон и цзэ - «распоряжения об убиении». Здесь это означает: «изменить распоряжения». Благодать в это время уходит.

Когда ручка Ковша указывает на знак ю, то ю надо понимать как «насыщение». Трубки настраиваются на тон нань люй - «южное путешествие». Здесь это значит: «вместить в себя как можно больше».

Когда ручка Ковша указывает на знак сюй, сюй в этом случае значит «гибель». Трубки настраиваются на тон у и - «отсутствие пресыщения». Здесь это значит: «вкушать и не пресыщаться».

Когда ручка Ковша указывает на знак хай, то хай следует понимать как хэ - «преграждать». Трубки настраиваются на тон ин чжун - «откликающийся колокол». Здесь ин чжун означает: «отзываться на звук колокола».

Когда ручка Ковша указывает на знак цзы, то цзы следует понимать как цы - «наливаться» (о колосе). Трубки настраиваются на тон хуан чжун - «желтый колокол». Хуан чжун здесь значит: «колокол, который уже пожелтел».

Когда ручка Ковша указывает на чоу, то чоу следует понимать как ню - «поворачивать». Трубки настраиваются на тон да люй - «большое путешествие». Здесь да люй значит: «погостить и уехать».

Когда ручка Ковша распространяется до знаков мао и ю, то инь и ян разделяются поровну, ночь и день уравновешены. Поэтому говорится: циркуль рождает, а угольник убивает; весы растят, а гири хоронят. Отвес, помещенный в Центр, образует корень четырех времен года. Путь, который ежедневно проходит солнце, начинается с Единицы, [с одного дня]. Но Одно не рождает, поэтому образовались Инь и Ян. Инь и Ян слились в гармонии, и родилась тьма вещей. Поэтому говорят: одно рождает два, два рождают три, а три родят тьму вещей.

За три луны Небо и Земля отмеряют один временной отрезок. Поэтому во время жертвоприношения считается принятым по обряду троекратное принятие пищи, во время траурной церемонии - троекратное подпрыгивание, а в войсках считается правильным устроением разделение на три рода войск. Если с помощью тройки утраивать предметы, то 3 x 3 = 9, поэтому трубка тона «желтый колокол» содержит 9 цуней, и согласуется со звуком гун - первым в пятиступенном звукоряде. А если удевятерять, то 9 x 9 = 81. Так устанавливается число «желтого колокола». Желтый - это цвет жизненной силы земли. Колокольный звон - это род эфира. В день зимнего солнцестояния благой эфир заключается в земле. Цвет земли желтый. Поэтому и называется: желтый колокол.

Число музыкальных трубок - 6: шесть женских и шесть мужских. Поэтому говорится: 12 колоколов. Им соответствуют 12 месяцев. Каждый из 12 месяцев на тройке основан. Заменим число 12 суммой 1 + 11. Возведем 3 в одиннадцатую степень и получим сумму 177 147. Так устанавливается большое число трубки «желтый колокол».

Итак, всего 12 трубок, из которых «желтый колокол» звучит как звук гун, «великое скопление» звучит как звук шан, «купание девушек» звучит как звук цзюэ, «лесной колокол» звучит как звук тага; «южное путешествие» звучит как звук юй. Предметы тройкой образуются, а звуки уста­навливаются с помощью пятерки. 3+5=8. Поэтому рожденные из птичьего яйца имеют восемь отверстий. Это число лежит в начале рождения трубок. Музыкальные звуки воспроизводят голос Феникса. Поэтому и говорят, что звуки восьмеркой рождены.

«Желтый колокол» звучит как гун - первая ступень пятиступенного звукоряда. Гун - господин всех тонов. Поэтому место «желтого колокола» - в знаке цзы - первом в двенадцатеричном земном цикле. Его число - 81. Он главенствует над 11-й луной.

Движением вниз рождается тон «лесной колокол». Его число - 54. Он главенствует над 6-й луной.

Движением вверх рождается тон «великое скопление». Его число - 72. Главенствует над 1-й луной.

Движением вниз рождается тон «южное путешествие». Его число - 48. Главенствует над 8-й луной.

Движением вверх рождается тон «купание девушек». Его число - 64. Главенствует над 3-й луной.

Движением вниз рождается тон «откликающийся колокол». Его число - 42. Главенствует над 10-й луной.

Движением вверх рождается тон «гость в поклоне». Его число - 57. Главенствует над 5-й луной.

Движением вверх рождается тон «большое путешествие». Его число - 76. Главенствует над 12-й луной.

Движение вниз рождает тон «распоряжения об убиении». Его число - 51. Главенствует над 7-й луной.

Движение вверх рождает тон «стиснутый колокол». Его число - 68. Главенствует над 2-й луной.

Движением вниз рождается тон «отсутствие пресыщения». Его число - 45. Главенствует над 9-й луной.

Движением вверх рождается тон «середина путешествия». Его число - 60. Главенствует над 4-й луной.

В пределе нет рождения.

Звук чжи рождает звук гун, звук гун рождает звук шан; звук шан рождает звук юн, звук юй рождает звук цзюэ, звук цзюэ рождает тон «купание девушек»; тон «купание девушек» рождает тон «откликающийся колокол». Если соотносится с правильным звучанием, возникает гармония. Тон «откликающийся колокол» рождает тон «гость в поклоне». Если не соотносится с правильным звучанием, возникает «ошибка».

В день зимнего солнцестояния звуки соотносятся с тоном «лесной колокол» - влажным и мутным. В день летнего солнцеворота звуки соотносятся с тоном «желтый колокол» - влажным и чистым. Так 12 трубок отвечают изменениям 24 временных периодов.

Цзя-цзы - это звук чжи тона «середина путешествия»; бин-цзы - это звук юй тона «стиснутый колокол»; у-цзы - это звук гун тона «желтый колокол»; гэн-цзы - это звук шан тона «отсутствие пресыщения»; жэнь-цзы - это звук цзюэ тона «распоряжения об убиении».

В начальные времена все меры и веса родились от небесного дао. Длина трубки хуан чжун - 9 цуней. Предметы тройкой рождены. 3 х 9 = 27, поэтому ширина штуки ткани 2 чи и 7 цуней. Звук рожден восьмеркой. Поэтому человеческий рост - 8 чи. Сюнь - это удвоенная [длина руки, считая от середины груди], поэтому в сюне тоже 8 чи.

Всякая форма звучит. Число звука - 5. 5 х 8 = 40. Поэтому 4 чжана образуют 1 ли. В основе пи лежит мера, производная от роста среднего человека.

В день осеннего равноденствия ость колоса отвердевает, и колос считается созревшим. Число трубок 12, и потому толщина 12 остриев ости колоса составляет одно зерно, а 12 зерен образуют 1 цунь.

Трубки составляют пару к [лунным] знакам, а звуки - солнечному кругу. Число солнца - 10, поэтому 10 цуней образуют 1 чи. 10 чи образуют 1 чжан. Это и взято за меру. 12 злаковых зерен образуют 1 фэнь. 12 фэней образуют 1 чжу. 12 чжу образуют половину ляна. Весы имеют правую и левую чаши, удвоим согласно этому число чжу и получим 24 чжу, или лян.

Небо имеет четыре временных периода, которые образуют в сумме год. Учетверим это число: 4 х 4 = 16. Получим 16 лян, или 1 цзинь. Три луны составляют один временной период, 30 дней составляют 1 луну. И так же 30 цзиней образуют 1 цзюнь. Четыре временных периода образуют 1 год, и соответственно 4 цзюня составляют 1 ши.

То же относительно звуков: 1 трубка рождает 5 звуков, 12 трубок образуют 60 тонов. Умножим 6 х 6 и получим сумму - 36. 360 тонов определяют дни в году.

Так что число, за которое трубки проходят свой путь, есть обозначение пути неба и земли. То, что образовано движением вниз, основывается на двойке, деленной на три (2/3). То, что образовано движением вверх, основывается на четверке, деленной на три (4/3).

Великая тень в начале цикла находится в положении цзя-инь, завершает путь и оказывается в секторе цзя-сюй. На втором круге она оказывается в секторе цзя-у*, на третьем круге снова оказывается в изначале - в секторе цзя-инь. За год смещается на один [лунный] знак.

После дня установления весны обретает свое место и перемещается по кругу с теми, кто за нею следует. Когда впереди 3, а сзади 5, можно начинать любые предприятия.

Когда Великая тень находится в начале цикла, насекомые и твари, уходящие в спячку, водворяются на место, сороки обращают летки своих гнезд к дверям дома. Когда Великая тень находится в знаке инь, Красная птица находится в знаке мао. Когда созвездие Гоучэнь находится в знаке цзы, то созвездие Сюаньу - в знаке сюй, Белый тигр - в знаке ю, Темно-голубой дракон - в знаке чэнь.

Когда Великая тень находится в знаке инь, это называется цзянь - «становление»; когда - в мао, это называется чу - «изгнание», в чэнь - называется мань - «изобилие»; в знаке сы - называется «равновесие», оно ведает рождением; в знаке у* - называется дин - «утверждение», в знаке вэй - называется чжи - «удержание», ведает (в этом случае) провалами; в знаке шэнь - называется по - «разрушение», ведает весами; в знаке ю - называется вэй - «опасность», ведает вычерпыванием ковшом; в знаке сюй - называется чэн - «свершение», ведает малым благом; в знаке хай - называется шоу - «собирать урожай», ведает большим благом; в знаке цзы - называется кай - «открывать», ведает большим урожаем; в знаке чоу - называется би - «закрывать», главенствует над Великой тенью.

Когда Великая тень находится в знаке инь, год называется шэ ти гэ. Ее самец - Урожайная звезда, ночует в созвездиях Ковш и Волопас, в 11-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Восточный колодец и Колесница чертей.

Когда Великая тень находится в знаке мао, год называется шаньэ. Урожайная звезда ночует в созвездиях Ожидающая дева, Пустота, Кровля, в 12-ю луну вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Ива, Семизвездье, Натянутый лук.

Когда Великая тень находится в знаке чэнь, год называется чжи сюй. Урожайная звезда ночует в созвездиях Построенный дом и Восточная стена. В 1-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Крыло и Повозка.

Когда Великая тень находится в знаке сы, год называется да хуан ло. Урожайная звезда ночует в созвездиях Скипетр и Оковы, во 2-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Рог и Шея.

Когда Великая тень находится в знаке у*, год называется дунь цзян. Годовая звезда ночует в созвездиях Желудок, Утиное гнездо, Вилы, в 3-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Основа, Дом, Сердце.

Когда Великая тень находится в знаке вэй, год называется се ся. Урожайная звезда ночует в созвездиях Морда, Заслуги, в 4-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят созвездия Хвост и Корзина.

Когда Великая тень находится в знаке шэнь, то год называется тунь тань. Урожайная звезда ночует в созвездиях Восточный колодец и Колесница чертей, в пятую луну вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Ковш и Волопас.

Когда Великая тень находится в знаке ю, год называется цзо э. Урожайная звезда ночует в созвездиях Ива, Семизвездье, Натянутый лук. В 6-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Ожидающая дева, Пустота, Кровля.

Когда Великая тень находится в знаке сюй у год называется янь мао. Урожайная звезда ночует в созвездиях Крыло и Повозка. В 7-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Построенный дом и Восточная стена.

Когда Великая тень находится в знаке хай, год называется да юань сянь. Урожайная звезда ночует в созвездиях Рог и Шея. В 8-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Скипетр и Оковы.

Когда Великая тень находится в знаке цзы, год называется кунь дунь.Урожайная звезда ночует в созвездиях Основа, Дом, Сердце. В 9-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят Желудок, Утиное гнездо, Вилы.

Когда Великая тень находится в знаке чоу, год называется чи фэн жо. Урожайная звезда ночует в созвездиях Хвост и Корзина. В 10-ю луну утром вместе с ними восходит на восточной стороне. Им противостоят созвездия Морда и Заслуги.

Когда Великая тень находится в секторе цзя-цзы, Гибель и Благодать соединяются в Восточном дворце. Обычно перемещаются в то место, которое им раньше не удавалось занять. Находятся вместе 4 года, а потом расходятся. Пребывают в разводе 16 лет и снова сходятся. Расходятся потому, что Гибель не может проникнуть в Центральный дворец и переходит на дерево. Место пребывания Великой тени зовется Благодатью. Смещаясь по [лунной] орбите, она рождает Гибель. В области Благодати четные дни называются жи бэй инь, а нечетные дни называются «перемещение в непокоренные места».

Гибель. Знаки, связанные с водой, перемещаются к дереву, знаки, связанные с деревом, перемещаются к воде, а знаки, связанные с металлом и огнем, стоят на месте. Перемещаются и все духи: Красная птица занимает первое место перед Великой тенью, Гоучэнь - на третьем месте позади нее, Сюаньу - на пятом месте впереди, Белый тигр - на шестом месте позади. Звезда Пустоты седлает Гоучэнь, и Небо и Земля сплетаются в схватке.

Дни: цзя - чет, и - нечет, бин - чет, дин - нечет, и так до знака гуй.

Дерево рождается в знаке хай, мужает в знаке мао, умирает в знаке вэй. Эти три знака принадлежат дереву. Огонь рождается в знаке инь, мужает в знаке у*, умирает в знаке сюй - эти три знака принадлежат огню. Земля родится в знаке у*, мужает в знаке сюй, умирает в знаке инь - все три знака принадлежат земле. Металл родится в знаке сы, мужает в знаке ю, умирает в знаке чоу - эти три знака принадлежат металлу. Вода родится в знаке шэнь, мужает в знаке цзы, умирает в знаке чэнь - эти три знака принадлежат воде. Так пять побед рождает одного, дела­ет мужественными пятерых, приводит к концу девятерых. 5 х 9 = 45. Поэтому духи через 45 дней свершают одно переселение. Тройка откликается пятерке, и потому через восемь переселений год заканчивается.

Так что если пользоваться для расчета Великой тенью, то когда она идет влево, впереди от нее - Гибель, а когда вправо, то позади нее - Благодать. В момент, когда Го­учэнь таранит знаки, если случится сражение, оно непременно будет выиграно, а атака - успешна.

Кто хочет знать небесное дао, должен солнце брать за главное. В шестой месяц оно будет в центре. Оно движется налево и свершает круг. Если разделить круг, по которому оно движется, на 12 лун, то это с солнцем составит соответствие.

После того как Небо и Земля сошлись в схватке, не бывает стихийных бедствий.

Звезды. В первую луну ручка Ковша указывает на Построенный дом; во вторую луну - на Скипетр и Оковы; в третью луну - на Желудок; в четвертую луну - на Вилы; в пятую луну - на Восточный колодец; в шестую луну - на Натянутый лук; в седьмую луну - на Крыло; в восьмую луну - на Шею; в девятую луну - на Дом; в десятую луну - на Хвост; в одиннадцатую луну - на Волопаса; в двенадцатую луну - на Пустоту.

Каждой звезде принадлежит [сектор в] градусах: Рог - 12, Шея - 9, Основа - 15, Дом - 5, Сердце - 5, Хвост - 18, Корзина - 11 и 74, Ковш - 26, Волопас - 8, Ожидающая дева - 12, Пустота - 10, Кровля - 17, Построенный дом - 16, Восточная стена - 9, Скипетр - 16, Оковы - 12, Желудок - 14, Утиное Гнездо - 11, Вилы - 16, Морда - 2, Заслуги - 9, Восточный колодец - 33, Колесница чертей - 4, Ива - 15, Семизвездье, Натянутый лук и Крыло каждая по 18, Повозка - 17. Всего 28 стоянок.

Звездным секторам соответствуют земли: [созвездиям] Рог и Шея - царство Чжэн, созвездиям Основа, Дом, Сердце - земли Сун; Хвост, Корзина - Янь; Ковш, Волопас - Юэ; Ожидающая дева - У; Пустота, Кровля - Ци; Построенный дом, Восточная стена - Вэй; Скипетр, Оковы - Лу; Желудок, Гнездо, Вилы - Вэй*; Морда, Заслуги - Чжао; Восточный колодец, Колесница чертей - Цинь; Ива, Семизвездье, Натянутый лук - Чжоу; Крыло, Повозка - Чу.

В том месте, где находится Урожайная звезда, пять злаков пышно взрастают, а в тех местах, которые ей противостоят, урожай страдает от стихийных бедствий. Если же [Урожайная звезда] должна находиться в таком-то месте, а не находится либо перескочила, минуя очередь, в другое место, там владыка умрет, а царство его погибнет.

Когда Великая тень правит весной, то имеет место стремление к мягкости и милостям, а в природе - к теплу и прохладе. Когда Великая тень правит летом, то имеет место стремление к раздачам и просвещению. Когда Великая тень правит осенью, то стремятся привести в порядок войска, позаботиться о вооружении. Когда Великая тень правит зимой, то стимулирует ожесточение и твердую силу. Через 3 года меняются временные отрезки, через 6 лет изменяется обычный порядок. Так что раз в 3 года бывает голод, раз в 6 лет происходит мор, раз в 12 лет наступает опустошение.

[Циклические знаки так соотносятся с землями:] знак цзя - земли Ци, знак и - земли восточных варваров (и), бин - земли Чу, знак дин - земли южных варваров, у - земли Вэй, цзи - земли Хань, гэн - земли Цинь, синь - земли западных варваров, жэнь - земли Вэй, гуй - земли Юэ, цзы - земли Чжоу, чоу - земли северных варваров (дя), инь - земли Чу, мао - земли Чжэн, чэнь - земли Цзинь, сы - земли Вэй, у* - земли Цинь, вэй - земли Сун, шэнь - земли Ци, ю - земли Лу, сюй - земли Чжао, хай-земли Янь.

Знаки цзя, и, инь, мао - это знаки дерева; бин, дин, сы, у* - это знаки огня; у, цзи, четыре сезона - это знаки земли; гэн, синь, шэнь, ю - это знаки металла; жэнь, гуй, хай, цзы - это знаки воды. Вода рождает дерево, дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду. Когда сын рождает мать, говорят о «долге»; когда мать рождает сына, говорят о «защите»; когда сын и мать взаимно одаряют друг друга, говорят о единении; когда мать «побеждает» сына, говорят об «управлении»; когда сын «побеждает» мать, говорят о «трудном положении». Когда победитель наносит смертельный удар, он побеждает и остается без отмщения; когда с помощью единения вершатся дела, то им обеспечен успех; когда на основе долга наводится порядок, слава установится и не рухнет; когда с помощью защиты растят, тьма вещей во множестве расцветает. Когда, имея «трудное положение», принимаются за дело, то будут разбиты и уничтожены, умрут и погибнут.

Духи Северного Ковша делятся на мужских и женских. В 11-ю луну в начале цикла ручка Ковша указывает на знак цзы. Луна проходит одно созвездие, мужские духи движутся налево, а женские - направо. В пятую луну встречаются в знаке у и обдумывают губительные дела. В 11-ю луну встречаются в знаке цзы и обдумывают благие дела.

Где находится Великая тень, там [зодиакальные] созвездия создают подавляющие дни. В подавляющие дни нельзя приниматься за крупные дела. Небесная и земная колесницы в это время медленно движутся. Самец по звуку узнает самку, его знаки - нечетные. Счет начинается с цзя-цзы. Сын и мать ищут друг друга, место их встречи называется «соединение». 10 солнечных знаков и 12 [лунных] знаков свершают оборот за 60 дней, и за это время встреча происходит 8 раз. Если встретятся в положении перед Урожайной звездой, то будут смерть и погибель. Если встретятся в положении, когда будут находиться позади Урожайной звезды, то не будет стихийных бедствий.

Знаки цзя-сюй - земли Янь; и-ю - земли Ци; бин-у* - земли Юэ; дин-сы - земли Чу; гэн-шэнь - земли Цинь; синь-мао - земли племен жунов; жэнь-цзы - земли племен дай, гуй-хай - земли племен ху, у-сюй, цзи-хай - земли Хань; цзи-ю, цзи-мао - земли Вэй*; у-у*, у-цзы - здесь происходит восемь встреч в Поднебесной.

Когда Великая тень, Малый год, звезды, солнце и луна - все пять богов встречаются, то в этот день бывают облака, ветры, дожди. Государь противостоит им. Среди всех небесных духов наиболее почитаемый - Сине-зеленый дракон. Некоторые зовут его Тяньи, другие - Великой тенью. К тому месту, где находится Великая тень, нельзя поворачиваться спиной, можно только лицом. Тому, на кого Северный Ковш нападает, нельзя противодействовать.

Когда Вселенная становилась, произошло разделение на Инь и Ян. Ян родилось от Инь, а Инь - от Ян. Инь и Ян сплелись, и четыре тяжа сделались проходимы. Ни живы, ни мертвы, образовали тьму вещей. Среди тех, кто перебирает ножками и сопит, нет никого более ценного, чем человек. Отверстия и впадины, конечности и тело - все сообщается с небом. Небо имеет 9 слоев, человек также имеет 9 отверстий. Небо имеет 4 сезона, которые управляют 12 лунами. Человек также имеет 4 конечности, которые управляют 12 большими суставами. Небо имеет 12 месяцев, которые управляют 360 днями. Человек также имеет 12 больших суставов, которые распоряжаются 360 малыми суставами. Поэтому предпринимать какое-то дело и не следовать небу - значит идти против того, что тебя породило.

С помощью дня зимнего солнцестояния определяется первое число первой луны будущего года. В течение 50 дней народ может есть вдоволь, в следующие 50 дней рацион сокращается. Необходимо в день сокращать рацион на 1 доу, а в остающиеся дни в день прибавлять по 1 шэну. Ведающий урожаем чиновник следит за этим.

Дерево рождается в знаке хай, что соответствует созвездиям Восточная стена, Построенный дом, Кровля. Вода мужает в знаке цзы, что соответствует созвездиям Пустота, Ожидающая дева. Металл стареет в знаке чоу, что соответствует созвездиям Волопас и Ковш.

Огонь рождается, а Земля стареет в знаках цзя и инь, что соответствует созвездиям Корзина, Хвост. Дерево мужает в знаке мао, что соответствует созвездиям Сердце, Дом, Основа. Вода стареет в знаке чэнь, что соответствует созвездиям Шея, Рог.

Металл рождается под знаками бин и сы, что соответствует созвездиям Повозка, Крыло, Натянутый лук; под знаком у* Огонь мужает, а Земля родится, что соответствует созвездиям Семизвездье, Ива, Колесница чертей; под знаками дин, вэй Дерево стареет, что соответствует созвездию Восточный колодец.

Вода родится под знаком шэнь, что соответствует созвездиям Заслуги и Морда. Металл мужает в знаках гэн и ю, что соответствует созвездиям Вилы, Утиное гнездо, Желудок. Под знаками синь, сюй Огонь стареет, а Земля мужает, что соответствует созвездиям Оковы, Скипетр.

рисунок

В год шэ ти гэ воды приходят рано, а сушь наступает поздно, рис болеет, шелковичный червь не вызревает, бобы и пшеница урожайны. Еда для народа составляет 4 шэна. Знак инь сменяется знаком цзя, это называется «заросший вход» - эфэн.

Год «исчерпание» - шаньэ. Год гармоничный. Рис, бобы, пшеница урожайны, шелкопряд родится. Еда для народа составляет 5 шэнов. Знак мао сменяется знаком я, это называется «под флагом тумана» - чжаньмэн.

Год «медленное выползание насекомых» - чжи сюй. В этот год рано наступает засуха и поздно приходят воды. Это малый голод. Шелкопряд не раскрывается, пшеница созревает. Еда для народа составляет 3 шэна. Знак чэнъ сменяется знаком бин, это называется «мягкое предвестье» - жоу чжао.

Год «великое опустошение и опадание» - да хуан ло. Это год малых войн. Гусеницы шелкопряда слегка поднимаются. Пшеница пышно растет, а бобовые болеют. Еда для народа составляет всего 2 шэна. Знак сы сменяется знаком дин, это называется «крепкий загон» - цянъюй.

Год «зрелость и крепость» - дунь цзан. Это год большой засухи. Шелкопряд поднимается, а рис на корню болеет. Бобовые и пшеница урожайны. Хлеб на корню не образует колоса. Еда для народа - 2 шэна. Знак у* сменяется знаком у, это называется «повсеместное согласие» - чжу юн.

Год «всеобщая гармония» - се ся. Год малых войн. Шелкопряд поднимается, рис процветает, бобовые и пшеница не вызревают. Еда для народа - 3 шэна. Знак вэй сменяется знаком цзи, это называется «расчленение» - ту вэй".

Год «великое восстановление сил» - тунь тань. Год гармоничный. Идут небольшие дожди. Шелкопряд поднимается, бобовые и пшеница урожайны. Еда для народа - 3 шэна. Знак шэнь сменяется на знак гэн, это называется «подъем яркости» - шан чжан.

Год, который называется «тревоги» - цзо э. Год большой войны. Народ страдает. Шелкопряд не вызревает. Бобовые и пшеница не растут. Колосья в плевелах. Еда для народа - 5 шэнов. Знак ю сменяется знаком синь, это называется «яркий свет» - чжунгуан.

Год «притушенное проявление» - янь мао. Это малый голод. Идут войны. Шелкопряд не вызревает, пшеница не растет, бобовые урожайны. Еда для народа - 7 шэнов. Знак сюй сменяется знаком жэнь, это называется «первоначальная темень» - юань дай.

Год «дары большой пучины» - да юань сянь. Год большой войны и большого голода. Шелкопряд прорывает кокон, бобовые и пшеница не растут, хлеб на корню в плевелах. Еда для народа - 3 шэна.

Год хаоса - кунь дунь, год подъема больших туманов, наводнений. Шелкопряд, рис, пшеница урожайны. Еда для народа - 3 доу. Знак цзы сменяется знаком гуй, это называется «сияющее Ян».

Год, в который «все следует пламенному воодушевлению», - чи фэн жо. В этом году мало войн, рано приходят воды, шелкопряд не выходит, рис на корню болеет, пшеница урожайна. Еда для народа - 1 шэн <...>.

Примечания

В этой главе астрономия впервые представлена как отдельный предмет и впервые дано систематическое описание звездного неба и движения зодиакальных созвездий, планеты выделены в отдельный класс, определен год в 365 дня, как это и есть в ныне действующем солнечном календаре, а также зафиксирован факт использования циклических знаков для счета не только дней, но и лет. В главе содержится много ценных сведений, важных для истории науки о звездах, музыке, календаре. Хотелось бы указать на имеющуюся греческую параллель этому тексту — поэму Арата «Явления», в которой можно обнаружить сходство многих подходов в описании небесной сферы. См.: Россиус A.A. Художественный мир эллинистического поэта Арата из Сол. Докт. дисс. М., 1996.