-
Хочу чтобы изучающие завершили природу Син и совершенствовали сердца, поэтому обозначаю иероглифом и называю "Дао"
-
Намерение приходит в беспорядок, сердце замутняется, Пять субстанций одновременно активизируются, и Пять воров наносят вред друг другу. Пять изначальных и Пять Дэ постепенно повреждаются и истощаются.
-
В древности это называли «Превращением огнем», называли «Направлением к Ковшу». Это разъясняет применение этого Дао.
-
Ци погружена в даньтянь, в жесткости есть мягкость, в мягкости есть жесткость.
-
Вследствие этого тренируют волю и уменьшают желания, сердце становится спокойным и исчезает страх, тело трудится, а усталости нет.
-
Чжун ответил: Бессмертные-сяни неодинаковы. Чистый инь без ян – это призрак-гуй. Чистый ян без инь – это бессмертный-сянь. Тот, у кого инь и ян друг с другом смешаны – это человек. Только человек может стать как призраком гуем, так и бессмертным-сянем.
-
Если благодаря этому продвигаются и правят миром, то заслуги становятся великими, имя прославленным и страна становится единой...
-
Древние мудрецы Китая в процессе совершенствования обнаружили что существуют всего 2 возможности восполнения жизни...
-
Очевидно, что Сюй Шэнь, автор словаря «Шовэнь цзецзы», равно как и другие знатоки иероглифики, его консультирующие, никак не могли объяснить поток воды на голове человека, посему и возникла эта фальшивая версия о «волосах головы»...
-
3 месяца весны называются «Удаление старого» когда все существа расцветают. Поздно ложись спать и рано вставай, широко шагай по двору, распусти волосы и расслабь тело, тем самым помогая устремлению жизненности.
-
Когда человек становится старым и не имеет детей – это из-за того, что истощается его природная сила или таково предопределение небес?
-
Поскольку они имеют истечение, то тогда это подобно сексу и разврату мирян. В Сурангаме-сутре говорится: Если не пресечены развратное тело, развратное сердце и развратный корень, то это подобно тому, как варить песок и камни, желая превратить их в еду...
-
Когда у человека есть счастье, то приходят богатство и знатность, когда приходят богатство и знатность, то одежда и пища становятся лучшими, когда одежда и пища становятся лучшими, то возникает высокомерие, когда возникает высокомерие, то действуют во лжи и несправедливости и поступают, пренебрегая принципами, когда действуют во лжи и несправедливости, то наступит безвременная кончина.
-
Глаза немного прикрыть, привести все тело в расслабленное состояние. В это время не следует двигать мысли, а также не следует двигать внешнюю форму.
-
Быть человеком значит, что в человеческой жизни требуется избежать колеса перерождений, не перейти в другие виды и оболочки, пытаться сделать так, чтобы тело не имело страданий от болезней, старости и смерти.
-
Дао, о котором можно говорить, и имена, которые можно называть – это описание вещей и изображение форм, а не их постоянного, поэтому «невозможно говорить и невозможно называть».
-
Чудо – это предел сокрытого. Все сущее начинается в сокрытом и потом формируется, начинается в отсутствии и затем рождается, поэтому постоянно не имея страстей и опустошаясь, можно созерцать чудо начала вещей.
-
Иероглиф "Нащупывать брод". Человек пересекает водоём, держа в руке палку и измеряя ею уровень воды..
-
Считалось что этот источник Жизни связан с телом человека и человек может открыть его и взращивать, благодаря ему, Жизнь в себе. Поэтому важнейшим вопросом является понимание устройства человека.
-
Если дух не распространяется наружу, то тело становится целостным, целостность тела и называется «Дэ». Всякая Дэ скапливается посредством отсутствиея вожделений, умиротворяется отсутствием мышления, укрепляется отсутствием использования. Если же предаваться действиям и вожделениям, то Дэ не будет иметь прибежища, если же у Дэ не будет прибежища, то не будет целостности. Если же придаваться использованию и мыслям , тогда не будет укрепления..
-
На начальном этапе даосского пути переплавляют Цзин превращая в Ци, это называется "закладывание фундамента малого завершения", это приготовление лекарства и восполнение Цзин, есть секрет собирания духа, укрепления цзин и взращивания ци.
-
Когда истина и ложь стали общеизвестными, то Дао этим был нанесен ущерб. Тем, чем Дао был нанесен ущерб, тем и сформировались пристрастия.
-
Совершенствующиеся люди вначале не понимают Великое Дао желают скорейшего результата. Тело делают подобным засохшему дереву, сердце – подобным угасшему пеплу, сохраняют сознание внутри, единое намерение не рассеивается, благодаря этому в стабильности выводят иньский дух, это именно чистый и чуткий призрак-гуй, а не бессмертный-сянь чистого ян.
-
6 по 6 и система соединения 9 и 9 это то, с помощью чего определяются Небесная мера и Числа ци. Небесная мера это то, чем определяются движение Солнца и Луны. А числа ци это то, чем записывается использование превращений.
-
Иероглиф "Единица" Символизирует изначальное единство, исток всего сущего...
-
Что касается механизма алхимии, то нужно понимать Законы перемен, знать символы и числа (Курс Ицзина), разбираться в этимологии терминов (Курсы термины даосизма и Основы этимологии), понимать методику алхимии (Курс Тексты Школы Юйсяньпай, Курс Алхимия Чжунли Цюаня и Люйдунбиня).
-
Если количества достаточно и субстанция совершенна, то возникает время наставления о сборе и прохождении застав. Только после этого кое-что будет достигнуто в Великом Дао.
-
В отличие от некоторых религий, где есть противопоставление Бога и богатства, в древних традициях Бог это изобилие, вовсе не только денег, но и жизненных свойств, удачи, счастья, и в том числе, и необходимого материального.
-
Посредством натренированного применения практики даньтяня, можно во все тело из даньтяня направлять огромную силу.
-
Сердце - это орган Государь, свет духа Шэнь производится в нем. Легкие это орган Премьер-министр, действия управления производятся в нем. Печень это орган Полководец-воевода, планы и замыслы производятся в нем...
-
Хуанди спросил: Я слышал что Небо это Ян, Земля это Инь, Солнце это Ян, Луна это Инь, 360 дней больших и малых месяцев образуют один год, люди так же соответствуют этому с этим. Ныне же 3 инь и 3 ян не соответствуют Инь и Ян, какова причина этого?
-
В этот момент Инь и Ян всего тела уже разделились, но 3 тела и 4 образа еще не разделены...
-
Будда Шакьямуни знал, что когда проявляется этот механизм, то используя метод возвращают в даньтянь... Это побег от корня совершенствования великого Дао...
-
Если желаешь получить истинное в наставлении, то нужно опустошив сердце искать Учителя, взращивать Дэ не жалея сил..
-
Когда весь дом завален золотом и богатством и придут болезни, чем же сможешь им противостоять? Кинешь взгляд на детей и внуков, кто же сможет заменить, когда дыхание прекратится? Дни и ночи идут без остановки, но обыватели не могут очнуться.
-
Янский дух следует взращивать 3 года, выводя и снова возвращая его в тело. Это и называется "грудным вскармливанием", когда тело взращивает дух, подобно тому как мать кормит ребенка, который отходит от нее и снова возвращается для кормления..
-
Существует время, чтобы избежать вреда опустошения и коварного ветра, в спокойствии пребывай в пустоте и истинная ци последует этому, цзин и шэнь будут сохраняться внутри и как же тогда войдут в тело болезни?
-
Иероглиф "Добродетель" , которая предназначена соединять каждого человека с ближним...
-
Вдох достигает даньтяня и после этого может выпускаться в канал легких, чистая ци вниз опускается, мутная ци вверх поднимается, в выдохе есть вдох, во вдохе есть выдох.
-
И так жизнь завершается гибелью, а за гибелью вновь обретается жизнь. В таком круговращении, без осознания, жизнь за жизнью, происходит деградация и тогда человеческое тело утрачивается, переходя в иной вид, дух переходит в иную оболочку...
-
Классификация по Усин в Курсе Хуанди нэйцзин рассмотрена подробно.. существует пословица "Если пить много вина то пострадают внутренние органы, если не пить, то пострадает сердце"...
-
Сердце и глаза созерцают внутреннее, главным делают покой, доводя его до предела, не позволяя даже мельчайшей заботе задержаться в сердце.
-
В древних учениях целью была реализация при жизни, надежда на посмертное воздаяние не рассматривалась, вследствие неопределенности после смерти...
-
Практика даньтяня это основное движение в дайском Синьицюань рода Дай. Посредством тренировки практики даньтяня можно овладеть методами тела Дайского Синьицюань. Практика Даньтяня это методы тела, которые могут быть применены во всех техниках.
-
Медленно-медленно проявится глубокое дыхание и умиротворение, радость пустоты, только тогда это и есть настоящая работа достижения преобразования духа. Не пройдет и 49 дней практики, как родится истинный ян.
-
Срок жизни превышает норму, если каналы ци постоянно проходимы и ци почек имеет избыток. Только такие будут иметь детей в старости. Мужчины обычно не выходят за пределы истощения в 64 года, а женщины – в 49 лет , когда цзин и ци уже полностью исчерпываются.
-
Поэтому они способны выйти за пределы 100 лет и при этом и движения и дела не ослабнут – это потому что их Дэ целостна и они вне опасности.
-
Так, через петляние зигзагами и метания, поднимаясь все выше, постепенно станет возможно полностью завершить облик, все еще живя среди рабов, прислужниц, подлецов и смердов.
-
Люй сказал: С древности и поныне, знающие люди вначале изучали Дао, затем обретали Дао, а затем с помощью Дао достигали завершения. И тогда с грешной земли входили в обитель бессмертных Пэнлай, поднимались в пещерные Небеса, поднимались в Небеса Ян.
-
Изначальный принцип 3 соединений внутреннего и внешнего, и соединения 2х в одно.
-
Те, кто осуществляет Дао способны не стареть и сохранять тело в целостности и хотя возраст их тел уже достиг долголетия, они способны иметь детей.
-
Чжун сказал: Великое Дао, уже разделившись, порождает Небо и Землю, Небо и Земля, уже разделившись, выделяют 5 императоров. Восточный император называется как Зелёный император, он запускает время Весны, побуждает рождаться все сущее.
-
Более 30 лет наших исследований показали абсолютную идентичность сути источника Жизни практически во всех известных традициях, там где основой является представление о едином источнике: Амон в Египте, Дао в Китае, Бог у славян, Шива в Индии и т.д.
-
Совершенный Правитель - это когда его заслуги заполняют всю страну, но словно не его собственные, происходят улучшения и благодеяния для всех существ, а люди не впадают в зависимость от этого. Хотя он существует, никто не упоминает и не прославляет его имя, он делает так, чтобы существа любили сами себя.
-
С того времени как человек получает при зачатии врожденные данные ци Творца, она находится внутри и природа Будды также находится там. С рождением рот и нос становятся проходимыми, а 8 каналов становятся непроходимыми и юаньци сохраняется внутри. С совершеннолетием юаньци выходит, извергаясь через заставу.
-
Когда у человека беда, то сердце боится и тревожится, если сердце боится и тревожится, то его поступки выправляются и совершенствуются, если поступки выправляются и совершенствуются, то его мышление становится искусным, если мышление становится искусным, то он обретает суть дел. Если поступки выправляются и совершенствуются, то уже не случаются беды и несчастья. Если не случаются беды и несчастья, то годы жизни длятся до конца.
-
Однажды встретишь Учителя, который передаст устное секретное наставление, которое учит сосредоточению духа и введению его в точку. Она является основой Великого Дао Предшествующего неба, корнем порождения ци, местом производства свинца..
-
Когда были вынесены суждения, Дао было разрушено. С разрушением Дао возникли индивидуальные предпочтения...
-
Постепенно собирая и закрепляя, образуют эликсир Дань. Таким образом практикуют и тогда станет возможно пройти заставы и полости, сердце установится и произойдет собирание духа, ци спрячется и проявится зародышевое дыхание тайси...
-
Дни и ночи не останавливаются, холод и жара побуждают друг друга, в По рождается Хунь, в Хунь рождается По, в существующем времени для наступлений и отходов не происходит потерь чисел Цянь и Кунь...
-
Единица и шестерка, находящиеся сзади, символизировали Воду знаков Жэнь и Гуй севера. Двойка и семерка, находящиеся спереди, символизировали Огонь знаков Бин и Дин юга...
-
9 лет лицом к стене - это особая завершающая практика, для окончательного "возвращения в пустоту". Это высшее возможное достижение человека на Земле...
-
Когда ци возвращается - полость открывается... Медицинские книги называют, что Минмэнь это промежуток между почками - это ошибка. Эти врата находятся именно под пупком, у женщин называют их вратами матки, и это именно это.
-
Хотя и говорится, что сянь, но на самом деле - призрак-гуй. С древности и ныне, последователи, почитающие буддизм, использовали практику достигая этого и тогда называли это «обретением Дао», что поистине смехотворно.
-
4ка является темной (бесовской) душой По, относится к Металлу, является Металлом знака Синь... Душа По считает главным смерть...
-
Хуанди сказал: Прекрасно! Я услышал Дао чистейшего света, дело великих мудрецов, но для распространения Великого Дао, без очищения сердца и выбора благоприятного дня, я не осмелюсь его принять...
-
Я слышал, что люди глубочайшей древности в годах жизни все превосходили 100 летний возраст, а их движения и занятия делами не ослабевали, люди же современности в возрасте 50 лет слабы в движениях и делах. Это изменились времена или люди отошли и утратили это?
-
Дни скапливаются в месяцы, месяцы скапливаются в годы, впустую пропускаются годы да теряются месяцы, время летит стремительно. Если даже и поворачивают сердце к Дао, но уже ничего не смогут сделать из-за старости и слабости ци.
-
Важнейшие люди в китайской традиции - Учитель, Повар, Врач, от них полностью зависит жизнь человека...
-
Практику внутренней работы можно описать как образ положения ребенка в матке матери.
-
Люди глубочайшей древности знали Дао-путь, брали за образец Инь и Ян, достигали гармонии в методах и вычислениях, принятие пищи и питья имело порядок, в труде и отдыхе имелось постоянство, трудились без суеты и опрометчивости, поэтому были способны объединить тело и дух и до конца исчерпывали положенный им срок жизни , превосходили 100 летний возраст и тогда только уходили из жизни.
-
Но, начиная с древности, где это Учение было практически тождественным в разных культурах, далее со временем произошло разделение его на субкультуры, более слабые методы, и в конечном итоге привело к деградации с полным замещением изначального смысла. Как тут не вспомнить миф о Вавилонской башне и разделении языков..
-
Это соответствие ци зимы и Дао-путь вскармливания сохраняющего. Если не следовать этому, то повредишь почки и тогда весной проявится атрофия и закупорка дыхательных путей, так как того, что получит «порождающее» будет мало.
-
5 изначальных и 5 Дэ рождаются в Прежденебесном, а хранятся в Посленебесном.... Поскольку 5 изначальных уже имеются, то 5 Дэ входят и поселяются в них...
-
Невежество обыденной жизни само собой уменьшает духовный свет, вся жизнь проходит в дурных поступках и упрямстве, а время сокращает продолжительность жизни.
-
Что касается появлений и исчезновений Луны, то это неодинаково с Солнцем, Луна накапливает По на западе, а получает Хунь на востоке...
-
Дао устанавливается в Единице, создает и разделяет Небо и Землю, превращает и завершает всё сущее.. Три — это Дао Неба, Земли, Человека..
-
Плохая ци тогда не рассеивается, ветры и дожди не соответствуют сезонам, белые росы не выпадают, и тогда все засыхает и не цветет. Придут в обилии коварные ветры, затянутся интенсивные дожди, Небо и Земля в 4 сезонах не будут друг друга поддерживать, они отойдут от Дао и тогда быстро придет гибель.
-
Возможно, если встретиться с истинным бессмертным, то снова можно будет обрести человеческое тело. И тогда, среди глупости, безысходности и невежества, через накопление поступков в течении сотен кальп, поднимешься до благословенных земель, но все-таки будет еще невозможно избежать голода и холода, зла и болезней.
-
Мы приходим в этот мир не зная, какая сила заставляет нас жить? Все что мы имеем - от тела, чувств, поступков, до идей, судьбы и т.д. основывается только на этой жизни, если она прекращается, то прекращается всё...
-
Люй спросил:Каким путем-Дао можно достичь такого, чтобы жизнь людей была здоровой и без болезней, была в расцвете сил и без старости, была вечной и без смерти?
-
Иероглиф "Ветер". Как говорится в комментарии, "когда ветер дует, насекомые рождаются"...
-
Бодхидхарма называл это Сбором. Утвердись в Центре Неба, восстанавливай Мин...
-
Ци хаоса может стать Ян ци, так же может стать Иньци, и сосредоточиться в даньтяне.
-
За днем проходит день, за годом год, иньская ци становится зрелой, а янская ци полностью заканчивается, и как тогда можно не умереть?
-
Усин собираются и скапливаются, 4 образа объединяются в гармонии, Син сразу же становится Мин, а Мин сразу становится Син...
-
Что же касается души По, то она опирается на субстанции крови и ци, получает ци металла и сгущается...
-
После зимнего солнцестояния, Солнце появляется в первые 50 делений часа Чэнь, а исчезает в последние 50 делений часа Шэнь, после этого и далее, появления и исчезновения передвигаются с юга на север, вплоть до летнего солнцестояния.
-
Когда человек находится в утробе матери, в состоянии неопределенности, в первозданном хаосе единой ци, признаков формы еще нет, а ее законы уже имеются полностью.
-
Древние иероглифы предполагают другое толкование. Они символизируют тигель даосских алхимиков, с киноварью внутри... превращение смертных людей в бессмертных мудрецов с помощью алхимии и гадания...
-
Человек обладающий духом, возносит свой дух, плывя в свете и исчезает вместе с телом... Он полностью реализует свою судьбу и исчерпывает истину.
-
Обыватели не знают совершенствования, поэтому когда этот механизм приходит в движение, то у них нет способа контролировать его... Превращения мудрецов в итоге заключены только в различии между попутным и обратным.
-
Когда Дао процветает, и Дэ достигает предела добра, народ не может забыть это...
-
«Сокровенное» это Небо. Здесь говорится, что и люди, имеющие страсти и люди не имеющие страстей одинаково получают ци от Неба.
-
Внутреннее и внешнее в теле это взаимная связь Инь и Ян, до того, как даньтянь еще не взращен хорошо, только лишь хорошее выполнение позиции внешней части бессмысленно.
-
Чжун сказал: Ведь в миру почитающие Дао мужи, лишь называются приверженцами Дао, если и слышат о Великом Дао, то не имеют верящих сердец, если и имеют верящие сердца, то не имеют твердой воли. Утром действуют, а вечером изменяют, сидя осуществляют, а стоя забывают, в начале старательны, а в конце ленивы. Вот почему я и говорю «Великое Дао трудно познать и трудно осуществить».
-
Несмотря на кажущуюся многозначительность, все эти примеры говорят лишь об одном — элементарной безграмотности авторов данных писаний в отношении этимологии иероглифов, так как иероглиф «Дао» в своей изначальной форме не имеет никаких «черточек Инь Ян», «Космоса», «Тайцзи», «Мироздания», «Даньтяней», «Закона» и прочих фантазий и додумываний.
-
Иероглиф " Достаток ", приходящий к тому, кто собственными усилиями сумел наполнить провизией свои сосуды.
-
Мудрецы считали основой 3 ци Сюань, Юань и Ши, обсуждали чудесную ци 3х Небес. Дао это высшее тело предела пустоты, невозможно с помощью наличия и отсутствия различить его образ, невозможно с помощью верха и низа дойти до его истины, это то, что называется чудесным и трудным для обдумывания, глубоким и непознаваемым. Мудрецы расширили и выровняли этот сокровенный путь, сделали открытым его с помощью Школ, обозначили принцип предела пустоты...
-
Чудо – это главное. Если человек способен не иметь страстей, то благодаря этому он созерцает главное чудо Дао. Главным называют Единое. Как только Единое проявится и распространит Имя и Дао, это поможет поддерживать в порядке и четко различать истину и ложь.
-
В таком случае мужчины и женщины соединяются и тогда это путь порождения людей. И у всех существ также из-за движения этого механизма, самки и самцы естественно соединяются и также рождается тьма существ. К тому же мошки и вошки разве имеют похотливые сердца?
-
Миллионы людей продолжают использовать термин «Дао», не понимая его структуру и смысл, чаще всего замещая их своими интерпретациями и даже фантазиями. Диапазон попыток толкования «Дао» поистине впечатляющ — от работ ученых, опирающихся на традиционные тексты и этимологические изыскания, до массовой, откровенно надуманной ерунды от людей, никак не обременяющих себя необходимостью хотя бы пытаться ознакомиться с источниками.
-
”Внутри тела взращивать даньтянь, во внешней форме нужно выполнять позицию Обезьяны"
-
Только мудрецы обладают учением о Прежденебесном и способны, когда Прежненебесное еше не достигло предела, сохранить ян..
-
Хуаян сказал: Приступая к практике расположитесь в комнате покоя... Сердце сделайте подобным остывшему пеплу, используйте чудесный свет, соедините Син и Мин и соберите вместе во дворце...
-
Иероглиф "Небо", обширное 一пространство, простирающееся над человеком, высочайшее из существующего..
-
«Метод имеет 3 достижения» – это различие малого, среднего и большого достижений. «Бессмертные-сяни бывают 5-ти рангов» это неодинаковые: призрачный бессмертный гуйсянь, человеческий бессмертный жэньсянь, земной бессмертный дисянь, духовный бессмертный шэньсянь и небесный бессмертный тяньсянь, все они бессмертные-сяни.
-
Когда 5 субстанций уже существуют, 5 воров входят и поселяются в них.
-
Внутри Неба еще есть Небо. Врожденная ци бывает обильная и слабая, если обретается гармоничная и животворящая, то рождаются совершенные и мудрецы, если же обретается хаосная и мутная, то рождаются порочные и развратные.
-
Ведь Дао созидания и превращения Неба и Земли не более чем один янский Усин и один иньский Усин...
-
Люди же современности не таковы – вместо напитков пьют вино, глупость стала нормой. Пьяными занимаются любовью, страстями истощают эссенцию цзин, тратят и рассеивают свое истинное, не знают, как поддерживать его полноту, несвоевременно используют дух шэнь, возбуждают и ускоряют свои сердца, идут против гармонии жизни, в их труде и отдыхе нет порядка, поэтому слабеют в 50 лет.
-
Душа Хунь это семя колеса превращений (сансары) в бесчисленных кальпах.
-
Иероглиф "Два". Число земли, поскольку она образует пару с небом. Число двух начал Инь и Ян.
-
Иероглиф "Постоянство, стойкость". Сердце (дух) совершает переход от начала к концу, подобно лодке, держащей путь от одного берега к другому; духовное путешествие, продолжающееся, пока человек не достигнет своей гавани...
-
Дао бесчисленных превращений, небесный механизм непостижимых чудес, полностью выходят из этого. Поэтому и говорится "Это завершение соединения Цянь и Кунь".
-
Иероглиф "Хозяин" - князь возвышается над толпой и виден всем, подобно тому как пламя поднимается и светит над светильником.
-
Когда простые люди осуществляют ритуал, если люди им отвечают то становится легко и радостно, если не отвечают, то возникает осуждение и злость-обида. Те, кто ныне осуществляют ритуал действуют ради установления связи искренних сердец людей а используют его для разделения взаимной ненавистью, и разве может тогда не быть соперничества? А если есть соперничество то это смута. Поэтому сказано: "Ведь ритуал это слабость искренности, доверия и начало смуты!"
-
"По образу и подобию" это не абсолютное тождество, а устройство из одних элементов, но в отличие от источника Жизни человек искажен, и требует преобразования для того, чтобы стать единым с Источником Жизни.
-
Будда называл это "Полыханием огня в печи". Если Мин движется, то и намерение движется. Если Мин останавливается, то и намерение останавливается.
-
Есть момент когда душа Хунь входит в полость. Как только душа Хунь входит в полость, она получает ци дерева Последующего Неба...
-
Семерка это изначальный дух (юаньшэнь), относится к Огню, это Огонь знака Бин.... Пятерка это изначальная ци (юаньци), относится к Почве, это Почва знака У...
-
Классическая форма иероглифа, похоже, указывает на более понятное объяснение: единство, исток существ и чисел, заключённое в некоем простом элементе, обозначающем определённую общность.
-
Основа породила 5, ее ци - 3, 3 образуют Небо, 3 образуют Землю, 3 образуют Человека, 3 по 3 соединяются и образуют 9, 9 разделяется на 9 областей Неба, 9 областей неба разделяются на 9 цзан (органов), поэтому тело хранит 4, дух хранит 5, а вместе они образуют 9 хранилищ для соответствия этому.
-
Чжун ответил: Жизнь людей происходит от соития отца и матери и соединения двух ци, а именно цзин и крови, образующих зародыш и его оболочку.
-
Если есть недеяние Увэй, то становится весело и радостно, а в случае веселья и радости печали и беспокойства не могут основаться в душе и продолжительность жизни становится долгой...
-
У мужчин в 48 лет Янская ци ослабевает и истощается в вверху ,лицо усыхает, волосы на голове на висках становятся седыми. В 56 лет ци печени ослабевает, иссякает половая способность , цзин становится мало, почки ослабевают и весь организм истощается.
-
Ци Бо ответил: У девочек в 7 лет расцветает ци почек, меняются зубы и отрастают волосы... В 21 год ци почек уравновешивается, поэтому вырастают зубы мудрости и рост достигает предела... В 35 лет ослабевает сосуд Янминмай, лицо начинает усыхать, а волосы – выпадать.
-
Гармония это Великий Путь-Дао Поднебесной, когда единая ци циркулирует проходит по 4м Образам, находящимся снаружи.
-
Учитывая то, что, как утверждают, «Даодэцзин» (центральной категорией которого является «Дао»), занимает второе место по переводам на иностранные языки после Библии, очевидно - количество искажений со временем будет только множиться.
-
Следуя этому, ци скапливается, всегда следует за устремлениями, и всегда получаешь то, чего хочешь. Поэтому такие люди наслаждаются своей едой, довольствуются своей одеждой, радуются любой обыденности...
-
Рыба и мясо главным образом тяжелые и мутные, если есть их, то непременно приведет к тому ,что грубая ци будет трудно усваиваться и выводиться. Ароматная и острая пища по природе легкая и подвижная, если есть ее, то это приведет к тому, что ци Предшествующего Неба будет рассеиваться и не сосредотачиваться.
-
Иероглиф изображает человека, который прилагает усилия, действуя своими устами и руками между небом и землей для достижения цели...
Толкование гексаграмм
64 гексаграммы составляют основу трактата И цзин. Каждая гексаграмма отражает определенную ситуацию и особенности ее развития. В И цзин 易經 дается толкование гексаграммы в целом, а также объяснение отдельных ее черт гексаграммы. Кроме того, существуют комментарии, которые указывают алхимический смысл трактата и толкуют его с позиций практики даосской алхимии - науке о совершенствовании человека.
Познакомиться с толкованием гексаграмм более подробно, узнать о связи практик даосской алхимии и И цзин можно на курсе Раскрытие истины И цзина.
Далее приводится краткое толкование гексаграмм.
Гексаграмма 1
乾 Цянь. Творчество
Состоит из двух триграмм Цянь. Является доминирующей, говорит о процессе появления вещи от начала до ее расцвета, в отличие от гексаграммы Кунь. Символизирует чистый ян, указывает на силу и процветание.
В тексте сказано:
Творчество.
В изначальном развитии благоприятствует стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 2
坤 Кунь. Исполнение
Состоит из двух триграмм Кунь. Кунь означает землю, подчиняется небу, символизируется образом кобылы, обладающей покладистым характером. Если Цянь – это ян, то Кунь – инь; Цянь – отец, Кунь –мать.
В тексте сказано:
Исполнение.
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы.
Благородному человеку предстоит действовать, [но] если
он выдвинется вперед, то заблудится,
отступив же назад, он обретет повелителя. [Здесь] благоприятно на юге-западе найти друга
и на северо-востоке утратить друга.
Спокойная стойкость — к счастью.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 3
屯 Чжунь. Начальная трудность
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней триграммы Кань (Вода). Гром – это удар, означает движение, Вода – это препятствие, опасность, и активные действия не всегда могут привести к хорошим результатам, нужно терпеливо копить силы. Изначально относится к земле, где прорастают растения; вещи рождаются, преодолевая трудности и препятствия, но если следуют сообразно времени, они будут процветать.
В тексте написано:
Начальная трудность.
В изначальном развитии благоприятна стойкость.
Не надо никуда выступать.
Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 4
蒙 Мэн. Недоразвитость
Состоит из нижней триграммы Кань (Вода) и верхней Гэнь (Гора), форма гексаграммы символизирует опасность у подножия горы, и если продолжать двигаться, то это недоразвитость, невежество. Но если использовать возможность, то действие будет своевременно, поэтому одновременно эта гексаграмма говорит и о выходе из невежества. Символизирует преодоление невежества.
В тексте сказано:
Недоразвитость. [Недоразвитому] — развитие.
Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а юношески
недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию — возвещу. Повторное же и третье
гадания — излишество.
А раз излишество — то не возвещу.
Благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 5
需 Сюй. Необходимость ждать
Означает необходимость ждать. Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Кань (Вода). Вода всегда течет вниз и обладает силой, она может потопить лодку. Небо очень сильно, обладает жесткостью. Если излишне сильно добиваться выгоды, можно понести убытки, поэтому нужно терпеливо ждать.
В тексте сказано:
Необходимость ждать.
Обладай правдой. [Тогда] блеск [ее] разовьется, и стойкость будет к счастью.
Благоприятен брод через великую реку.»— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 6
訟 Сун. Суд (Тяжба)
Состоит из нижней триграммы Кань (Вода) и верхней Цянь (Небо). Сущность Неба восходящая, стремление вверх, а Воды – нисходящая, она всегда стекает вниз, нет единства, это приводит к тяжбе (суду), нужно быть осторожным.
В тексте сказано:
Обладателю правды — препятствие.
Бдительность и уравновешенность — к счастью.
Крайности — к несчастью.
Благоприятно свидеться с великим человеком.
Не благоприятен брод через великую реку.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 7
師 Ши. Войско
Состоит из нижней триграммы Кань (Вода) и верхней Кунь (Земля). Вода – опасность, Земля – мягкость, гексаграмма символизирует переход от тяжбы к войне и принцип использования войск. Полководец должен быть умеренным, благоразумным и выдержанным, а не воинственным и напористым. Использование войска является последним средством, но оно может разрешать конфликты. Нужно использовать подходящее время, чтобы проявить твердость, инициативу и выбраться из затруднительного положения.
В тексте говорится:
Войско.
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье.
Хулы не будет.»— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 8
比 Би. Приближение
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Кань (Вода). Вода течет по земле, и земля, увлажняясь, питает все вещи. Символизирует близость. После победы в войне, пришло время управления страной, правитель и народ единодушны, возможно благоприятное сближение.
В тексте сказано:
Приближение. Счастье.
Вникни в оракул, и от изначальной вечной
стойкости хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти?
Кто опоздает, тому — несчастье.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 9
小畜 Сяо чу. Воспитание малым
Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Сюнь (Ветер). Характеристика ветра – послушание, он подчиняется прямому пути и не подчиняется, если нет открытого пути. Поэтому нужно копить силы и ожидать возможности. В тексте используется образ облаков с запада, символизирующий прошлое, эти облака не дают дождя; нужно преодолеть прошлое, препятствие, таким образом происходит воспитание.
Воспитание малым. Развитие.
Плотные облака, и не идет дождь: [они] – с нашей
западной окраины.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 10
履 Ли. Наступление (Поступь)
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Цянь (Небо). Нужно быть разумным, если быть твердым и непоколебимым, то можно обращать плохие вещи в лучшую сторону и тогда даже самые большие трудности могут быть преодолены.
В тексте используется образ хождения по хвосту тигра, то есть следует быть осторожным и мягким:
Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого.
Развитие.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 11
泰Тай. Расцвет
Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Кунь (Земля). Небо имеет бесконечную силу, а земля полностью послушна небу. Они взаимодействуют друг с другом, способствуя росту и развитию всего сущего, такова природа вселенной.
В книге сказано:
Расцвет.
Малое уходит, великое приходит.
Счастье. Развитие.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 12
否 Пи. Упадок
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Цянь (Небо). Небо и земля разобщены, не взаимодействуют. Свет (великое) отходит, а тьма (малое) приходит.
В тексте говорится:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости
благородного человека. Великое отходит, малое приходит.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 13
同人 Тун жэнь. Единомышленники (Родня)
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Цянь (Небо). Огонь символизирует свет, направленный вверх, как горящее пламя, имеет ту же природу, что и небо. Необходимо действовать совместно с другими и быть в гармонии с ними.
В тексте говорится:
В начале сильная черта.
Единомышленники [находятся] в воротах.
Хулы не будет.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 14
大有 Да ю. Обладание великим (Владение многими)
Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Ли (Огонь). Нужно сохранять активность, продолжение совместного развитие. Пятая слабая линия гексаграммы подчиняет себе все остальные сильные линии, которые служат ей.
В тексте сказано:
Обладание великим.
Изначальное развитие.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 15
謙 Цянь. Смирение
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Кунь (Земля). Гора находится под землей, что символизирует смирение. Будучи смиренным, можно преуспеть во всем.
В тексте говорится:
Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.
— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 16
豫 Юй. Вольность
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Чжэнь (Гром). Гром символизирует активность, проявляющуюся изнутри вовне, которой ничто не препятствует. Так как И цзин сложился в период феодализма, то используется соответствующий образ.
В тексте говорится:
Вольность.
Благоприятствует возведению [на престол] феодалов и движению войск.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 17
隨 Суй. Последование
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней Дуй (Озеро). Символизирует следование за ведущим, добровольное подчинение. От раската грома вибрирует озеро, что означает следование. В этом следование необходима стойкость.
В тексте сказано:
Последование.
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость. Хулы не будет.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 18
蠱 Гу. [Исправление] порчи
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Гэнь (Гора). Говорит о долго существующих небрежностях (порче), их устранении и устранении хаоса. Условия для исправления благоприятны, но требуется обдуманность действий.
В тексте сказано:
[Исправление] порчи.
Изначальное развитие.
Благоприятен брод через великую реку. [Будь бдителен]
за три дня до начала и три дня после начала.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 19
臨 Линь. Посещение
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Кунь (Земля). Посещение означает сближение. Земля граничит с озером – это символизирует сближение человека более высокого положения с теми, кто ниже. В целом указывает на прогресс, нужно быть решительным и настойчивым, чтобы использовать благоприятный момент. На восьмой луне ситуация может поменяться.
В тексте говорится:
Посещение.
Изначальное развитие; благоприятна стойкость.
При достижении восьмой луны будет несчастье.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 20
觀 Гуань. Созерцание
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Сюнь (Ветер). Ветер дует над землей и распространяется далеко и широко, трава сгибается под его силой. Так и правитель совершал поездки по своим владениям и оказывал влияние на людей. Имеет смысл как самостоятельного созерцания, так и нахождения в положении созерцаемого (то есть, быть примером). Означает правителя, который созерцает небесный закон, и людей, которым он служит примером. В тексте используется описание жертвоприношения. Момент после омовения рук – это момент глубокой концентрации, при этом исходит духовная сила, влияющая на других.
В тексте сказано:
Созерцание.
Умой руки, но не приступай к жертвоприношению.
Обладая правдой, будь нелицеприятен и строг.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 21
噬嗑 Ши хо. Стиснутые зубы
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней Ли (Огонь). Представляет собой препятствие между зубами, мешающее сомкнуть губы. Его необходимо перегрызть. Так же и в природе – гром преодолевает напряжение в природе. Когда возникает препятствие для единства, необходимо активно устранять его, применяя суд и наказание.
В тексте сказано:
Стиснутые зубы.
Развитие.
Благоприятно применение тюрем.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 22
賁 Би. Убранство
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Гэнь (Гора). Изображает огонь, который вырывается из глубин земли и освещает, украшает гору. Это украшение внешнее, нельзя придавать ему большое значение. То есть благоприятно предпринимать лишь незначительные дела, но не крупные.
В тексте говорится:
Убранство.
Развитие.
[В] малом благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 23
剝 Бо. Разрушение (Разорение)
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Гэнь (Гора). Темные черты поднимаются вверх и скоро разрушат последнюю (верхнюю) светлую черту гексаграммы. Гексаграмма представляет собой образ дома с крышей (верхняя линия), которая рушится – тогда рушится и весь дом. Триграмма Кунь символизирует послушание, Гэнь – спокойствие. В текущих обстоятельствах нужно смириться и ждать.
В тексте написано:
Разрушение.
Не благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 24
復 Фу. Возврат
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней Кунь (Земля). Связана с месяцем зимнего солнцестояния. На смену тьме начинает приходить свет (нижняя светлая черта гексаграммы). После периода разрушения приходит свет. Все соответствует времени и происходит естественно. Зимнее солнцестояние возникает на седьмой месяц после летнего, восход солнца – в седьмое двоечасие после захода.
В тексте сказано:
Возврат.
Свершение.
В выходе и входе нет торопливости.
Друзья придут, и хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь.
И через семь дней — возврат.
Благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 25
無妄 У ван. Беспорочность
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней Цянь (Небо). Весной, когда гремит гром под небом, все живое начинает расти и имеет качество невинности своего исходного состояния. В состоянии беспорочности возможно дальнейшее развитие. Но только в соответствии с волей небес возможно правильное развитие, иначе может быть несчастью.
В тексте написано:
Беспорочность.
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость.
[Если] кто не прав, [у того] будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 26
大畜 Да чу. Воспитание великим
Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Гэнь (Гора). Небо укрощает гору, что приводит к рождению великой силы. Цянь указывает на творчество, а Гэнь на твердость. Обе указывают на обновление характера человека, которое способствует накоплению сил. Так как достойные люди почитаются, то нужно кормиться не только от своего дома, а работать, поступая на государственную службу. Такой человек находится в гармонии с небом, поэтому даже трудные дела (брод через великую реку) будут иметь успех.
В тексте сказано:
Воспитание великим.
Благоприятна стойкость.
Кормись [не только от своего] дома.
Счастье.
Благоприятен брод через великую реку.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 27
頤 И. Питание
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней Гэнь (Гора). Представляет собой изображение открытого рта. Через рот принимается пища, отсюда мысль о питании. Три нижние линии означают питание себя, три верхние – питание других в духовном смысле.
В тексте говорится:
Питание.
Стойкость — к счастью.
Созерцай челюсти.
[Они] сами добывают [то, что] наполняет рот.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 28
大過 Да го. Переразвитие великого
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Дуй (Озеро). В гексаграмме четыре сильные черты находятся между двум слабыми. Символизирует балку, прочную в середине и слабую на концах. Это состояние нужно изменить, иначе будет несчастье. Нужно предпринять действия, тогда будет успех.
В тексте написано:
Переразвитие великого.
Стропила прогибаются.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Свершение.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 29
坎 Кань. (Повторная) опасность (Бездна)
Состоит из двух триграмм Кань (Вода). Триграмма Кань означает погружение (сильная черта погружена между двух слабых, словно вода в ущелье). Применимо к человеку означает сердце, душу, заключенную в теле. Так как триграмма удвоена, то дополнительное значение – повторение опасности. Вода символизирует правильные действия в ситуации – она течет без остановки, не уклоняется от опасностей, в любых условиях не теряет своей природы. Так же и человек – если искренен в трудных ситуациях, то сердце постигает смысл ситуации. Предпринимаемые действия будут успешны в таком случае.
В книге написано:
Повторная опасность.
Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 30
離 Ли. Сияние
Состоит из двойной триграммы Ли (Огонь), которая означает «яркость», но также и «цепляться за что-либо». Огонь не имеет четкой формы и цепляется за горящий предмет. Ясность внутри человека цепляется за то, что правильно и может формировать мир. В тексте использован образ коровы – символ послушания. Взращивая в себе покладистость, человек обретает ясность и находит свое место в мире. Через ясность своей природы он может распространять свет все дальше и глубже проникать в человеческую природу.
В тексте сказано:
Сияние.
Благоприятна стойкость.
Свершение.
Разводить коров — к счастью.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 31
咸 Сянь. Взаимодействие (Сочетание)
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Дуй (Озеро). Гэнь символизирует спокойствие, стимулирует верхнюю триграмма Дуй, которая радостно отвечает. Гэнь – это также и младший сын, а Дуй – младшая дочь (другой семьи). Они символизируют влечение между полами, где мужское начало берет на себя инициативу. Слабый элемент сверху, сильный снизу, их соединение приносит успех. Это притяжение – общий закон природы. Мудрец через такое притяжение влияет на людские сердца, и мир обретает спокойствие.
В тексте написано:
Взаимодействие.
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Брать жену — к счастью.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 32
恆 Хэн. Постоянство
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Чжэнь (Гром). Сильная триграмма сверху, слабая снизу. Сюнь указывает на мягкость, Чжэнь на движение. Применительно к социальным отношениям символизирует брак как прочный союз. В браке муж – сильная сторона, направляет силу вовне, а жена внутри покорна. Движение вовне должно происходить в соответствии с законом постоянства.
В тексте сказано:
Постоянство.
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Хулы не будет.
Благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 33
遯 Дунь. Бегство
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Цянь (Небо). Тьма наступает, а свет отступает, чтобы тьма не посягала на него. Это проявление природного закона. То есть это отступление правильно, чтобы не истощить силы. Нужно быть осторожным, чтобы не упустить нужный момент.
В тексте сказано:
Бегство.
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 34
大壯 Да чжуан. Мощь великого (Великая мощь)
Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Чжэнь (Гром). Цянь – творческое начало, Чжэнь – пробуждающая сила. Триграмма Цянь сильна, а Чжэнь приводит в движение. Их соединение означает мощь великого. Истинное величие зависит от нахождения в гармонии с тем, что правильно. Поэтому во времена великой мощи высший человек избегает делать что-то, что не находится в соответствии с установленным порядком.
В тексте сказано:
Мощь великого.
Благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 35
晉 Цзинь. Восход
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Ли (Огонь). Представляет собой солнце, восходящее над землей, означает быстрый прогресс и в то же время постоянное распространение и ясность. В тексте выражено образом феодала, которого награждает правитель. Здесь выражена двоякая идея. Результат прогресса исходит от человека в зависимом положении, за которым готовы следовать другие. Он использует свое влияние на благо правителя. А правитель дарует ему подарки и приглашает ко двору. Просвещенный правитель и покорный слуга – это условие, от которого зависит прогресс.
В тексте написано:
Восход.
Сиятельному князю надо жаловать коней в
великом обилии и в круговороте дня
трижды принимать [подданных].— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 36
明夷 Мин и. Поражение света
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Кунь (Земля). Солнце уходит под землю. Нельзя дать неблагоприятным обстоятельствам поколебать стойкость. В некоторых обстоятельствах нужно прятать свой свет, чтобы преобладала воля. Так человек способен сохранить свою волю в трудностях. В темное время важно быть осторожным и сдержанным.
В тексте сказано:
Поражение света.
Благоприятна в трудностях стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 37
家人 Цзя жэнь. Домашние
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Сюнь (Ветер). Ветер исходит из огня – символизирует влияние изнутри наружу. То же нужно и в регулировании семьи – влияние на других должно исходить от собственной личности. Гексаграмма представляет собой законы, существующие внутри семьи. В семье действуют законы, которые при перенесении на внешнюю жизнь поддерживают порядок в государстве и в мире.
В тексте сказано:
Домашние.
Благоприятна женщине стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 38
睽 Куй. Разлад
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Ли (Огонь). Огонь поднимается вверх, для озера характерно движение вниз. Эти два движения противоположны. Кроме того, Ли означает среднюю дочь, а Дуй младшую дочь, их воли направлены в разную сторону. Когда люди живут в разладе, они не могут вместе осуществлять большие начинания. Поэтому следует ограничиться мелкими делами, в них еще можно ожидать успеха.
В тексте сказано:
Разлад.
В незначительных делах — счастье.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 39
蹇 Цзянь. Препятствие
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Кань (Вода). Изображает опасную пучину перед нами и неприступную гору позади, т.е. мы окружены препятствиями. Юго-запад – сторона отступления, а северо-восток – сторона продвижения. Человек сталкивается с препятствиями. Разумно остановиться и отступить, но это – подготовка к преодолению препятствий. Нужно объединиться с единомышленниками и поставить себя под руководство человека, способного преодолеть препятствие. Препятствие полезно для развития.
В тексте сказано:
Препятствие.
Благоприятен юго-запад.
Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Стойкость — к счастью.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 40
解 Цзе. Разрешение
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Чжэнь (Гром). Препятствия устраняются, трудности разрешаются. Гексаграмма представляет разные стадии достижения освобождения. Нужно вернуться к обычным условиям как можно скорее – это значение юго-запада. Эти периоды перемен имеют большое значение, но нужно не перестараться. Возвращение к обычному порядку приносит удачу. Если остались еще какие-то вопросы, требующие решения, нужно решить их как можно быстрее.
В тексте сказано:
Разрешение.
Юго-запад содействует.
Если более некуда идти,
Возвращение приносит удачу.
Если же еще есть, куда идти,
Спешка приносит удачу.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 41
損 Сунь. Убыль
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Гэнь (Гора). Озеро у основания горы испаряется, уменьшается в пользу горы, которая обогащается влагой. Гора символизирует неподатливую силу, которая может перерасти в гнев. Озеро – символ веселья, которое может перейти в страстные побуждения. Поэтому необходима убыль. Убыль и приумножение приходят в свое время. Если ограниченные ресурсы обнаруживают внутреннюю правду, то не нужно стыдиться простоты. Нужно опираться на внутреннее, чтобы компенсировать нехватку снаружи. В тексте выражается в совете сделать жертвоприношение боле ограниченным, так как важно не количество, а внутренняя правда.
В тексте написано:
Убыль. Обладателю правды — изначальное счастье.
Хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Что нужно [для жертвоприношения]?
[И] двух [вместо восьми] чаш достаточно для
жертвоприношения.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 42
益 И. Приумножение
Состоит из нижней триграммы Чжэнь (Гром) и верхней Сюнь (Ветер). Жертвоприношение со стороны вышестоящих наполняет нижестоящих чувством радости и благодарности, что очень ценно для расцвета всеобщего благосостояния. Когда люди преданы своим лидерам, даже трудные и опасные инициативы увенчаются успехом. Приумножение длится недолго, нужно использовать его, пока оно длится.
В тексте говорится:
Приумножение.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятен брод через великую реку.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 43
夬 Гуай. Выход
Состоит из нижней триграммы Цянь (Небо) и верхней Дуй (Озеро). Означает прорыв после длительного накопления напряжения, как разлившаяся река прорывает дамбу. Применительно к людям это означает время, когда низшие люди постепенно начинают исчезать. Их влияние ослабевает; в результате решительных действий происходит изменение условий и прорыв. В борьбе добра со злом необходимо соблюдать некоторые правила. Решимость должна основываться на сочетании силы и дружелюбия, не должно быть компромисса со злом, не нужно вести борьбу силой. Лучший способ борьбы со злом – это активно продвигаться в добре.
В тексте сказано:
Выход.
Поднимаешься до царского двора.
Правдиво возглашай.
[А если и] будет опасность, [то] говори от
своего города.
Не благоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 44
姤 Гоу. Перечение
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Цянь (Небо). Указывает на ситуацию, когда тьма появляется вновь изнутри и снизу. Женский принцип встречается с мужским. Это неблагоприятная ситуация, нужно предотвращать возможные последствия. В тексте отображено в виде образа женщины, которая захватывает власть.
В тексте сказано:
Перечение.
[У] женщины сила.
Не надо брать жену.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 45
萃 Цуй. Воссоединение
Состоит из нижней триграммы Кунь (Земля) и верхней Дуй (Озеро). Семья собирается вокруг отца как главы семьи. Увековечивание такого собрания достигается жертвоприношением предкам, на котором весь род собирается вместе. Только коллективная моральная сила может объединить мир.
В тексте написано:
Воссоединение.
Свершение.
Царь подходит к обладателям храма [к духам предков].
Благоприятна встреча с великим человеком. Свершение.
Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение, [тогда] —
счастье.
Благоприятно иметь, куда выступить.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 46
升 Шэн. Подъем
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Кунь (Земля). Нижняя триграмма Сюнь также символизирует дерево. Дерево в земле растет вверх. Этот рост связан с усилием – растению необходима энергия для проталкивания вверх. Поэтому гексаграмма связана не только с успехом, но и с усилием воли. Благодаря движению вверх есть возможность увидеть более высоко стоящего человека. Юг рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального проявления, а поэтому место проявления вообще.
В тексте сказано:
Подъем.
Изначальное свершение.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби.
Поход на юг — к счастью.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 47
困 Кунь. Истощение
Состоит из нижней триграммы Кань (Вода) и верхней Дуй (Озеро). Озеро сверху, вода внизу. Озеро высохло. Другое выражение истощения: в верхней триграмме верхняя темная линия сковывает две нижние светлые, в нижней – светлая линия зажата между двумя темными. Высшие люди притесняются низшими. Когда сильный человек встречает напасти, он остается стойким. И это источник успеха в будущем. Но пока его слова не действуют.
В тексте сказано:
Истощение.
Свершение.
Стойкость.
Великому человеку — счастье.
Будут речи, [но они] неверны.
Хулы не будет.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 48
井 Цзин. Колодец
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Кань (Вода). Дерево (Сюнь) представляет собой образ шеста, по которому достают воду из колодца. Также относится к растениям, которые поднимают воду из земли по своим корням. Колодец выражает идею неисчерпаемой раздачи пищи. Так и человек может черпать в ходе своего совершенствования из неистощимого источника божественного в человеческой природе. Но на этом пути могут быть опасности.
В тексте написано:
Колодец.
Меняют города, [но] не меняют колодец.
[Ничего] не утратишь, [но ничего и] не приобретешь.
Уйдешь и придешь, [но] колодец [останется] колодцем.
[Если] почти достанешь [воду], но еще не хватает
веревки для колодца, [или если]
разобьешь свою бадью, — несчастье.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 49
革 Гэ. Смена
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Дуй (Озеро). В своем изначальном смысле иероглиф гексаграммы означает шкуру животного, которая меняется в результате линьки. При переносе на политические события означает большие перевороты. Две триграммы обозначают двух дочерей: Дуй – младшая дочь, Ли – средняя. Старшая находится внизу, силы борются друг с другом, как огонь и вода. Переворот нужно предпринимать, когда нет другого выбора. Нужно при этом действовать правильно, быть свободным от корысти и следовать нуждам людей.
В тексте сказано:
Смена.
[Если до] последнего дня будешь [полон]
правды, [то будет] изначальное свершение
и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 50
鼎 Дин. Жертвенник
Состоит из нижней триграммы Сюнь (Ветер, также Дерево) и верхней Ли (Огонь). Шесть линий гексаграммы выражают образ жертвенника. Дерево и ветер вместе с огнем обозначают пламя, разгоревшееся с помощью дерева и ветра. В тексте говорится о начале нового периода и возможности дальнейшего развития и свершения.
В тексте написано:
Жертвенник.
Изначальное счастье.
Свершение.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 51
震 Чжэнь. Возбуждение (Молния)
Состоит из двух триграмм Чжэнь (Гром). Символизирует старшего сына, который захватывает власть силой. Когда человек познал в своем сердце, что такое страх и трепет, он защищен от всякого страха, исходящего извне. Гром гремит и распространяет страх вокруг, человек остается спокойным и благоговейным духом, не прерывая жертвенный ритуал.
В тексте сказано:
Возбуждение.
Свершение.
Молния приходит, [и воскликнешь]: ого!
[А пройдет, и] засмеешься: ха-ха!
Молния пугает за сотни верст.
[Но она] не опрокинет [и] ложки жертвенного вина.
— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 52
艮 Гэнь. Сосредоточенность (Хребет)
Состоит из двух триграмм Гэнь (Гора). Применительно к человеку гексаграмма говорит о достижении спокойствия сердца. В то время как буддизм стремится к покою через угасание движений в нирване, в Книге перемен считается, что покой – это состояние полярности, в котором движение служит его дополнением. Когда человек стал спокойным, он может обратиться к внешнему миру. Он не увидит в нем борьбы отдельных существ, потому и обладает истинным спокойствием, необходимым для понимания законов мироздания и действия в согласии с ними.
В тексте сказано:
Сосредоточенность.
[Сосредоточишься на] своей спине.
Не воспримешь своего тела.
Проходя по своему двору, не заметишь своих людей.
Хулы не будет.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 53
漸 Цзянь. Течение
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Сунь (Ветер, также Дерево). Дерево на горе медленно растет согласно законам своего бытия и поэтому крепко укореняется. Это дает представление о постепенном развитии. Развитие событий, которое ведет к тому, что женщина следует за мужчиной в его дом, происходит постепенно. Этот принцип постепенного развития применим и к другим ситуациям. Нужно дать развитию идти своим чередом. Постепенность развития требует стойкости, которая не позволит продвижению сойти на него.
В тексте написано:
Течение.
Женщина уходит [к мужу].
Счастье.
Благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 54
歸妹 Гуй мэй. Невеста
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Чжэнь (Гром). Снизу триграмма, означающая младшую дочь, сверху – старшего сына. Мужчина ведет, а женщина следует. В тексте говорится о поведении, которого должна придерживаться женщина и которое можно перенести на отношения между людьми в целом.
В тексте сказано:
Невеста.
[В] походе — несчастье.
Ничего благоприятного.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 55
豐 Фэн. Изобилие
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Чжэнь (Гром). Гром символизирует движение, а огонь – ясность. Ясность внутри, движение – вовне, это приводит к изобилию. Гексаграмма изображает период развитой цивилизации. Не каждый смертный может добиться величия и изобилия. Только прирожденный правитель способен, так как его воля направлена на великое. Он должен быть словно солнце в полдень, освещая все под небом.
В тексте написано:
Изобилие.
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся.
Надо солнцу быть в середине [своего пути].— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 56
旅 Люй. Странствие
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Ли (Огонь). Гора неподвижна, огонь разгорается и не ждет. Поэтому две триграммы не остаются вместе. Нужно быть осторожным и сдержанным. Оставаться прямым и стойким.
В тексте сказано:
Странствие.
Малому — развитие.
В странствии стойкость — к счастью.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 57
巽 Сюнь. Проникновение
Состоит из двух триграмм Сюнь (Ветер). Триграмма символизирует ветер и дерево. Ее атрибут – мягкость, которая, тем не менее, проникает как ветер или как растущее дерево своими корнями. Темная часть растворяется проникающей светлой частью, которой она подчиняется в своей мягкости. В жизни проникающая ясность суждения разрушает все темные скрытые мотивы. Проникновение вызывает постепенные и незаметные изменения. Небольшая сила может достичь своей цели, только подчиняясь выдающемуся человеку, который может навести порядок.
В тексте написано:
Проникновение.
Малому развитие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 58
兌 Дуй. Радость
Состоит из двух триграмм Дуй (Озеро). Атрибутом триграммы Дуй является радость. Символом уступчивой, темной силы (верхняя черта триграммы) является грусть. Но на радость указывают две сильные линии внутри, выражающие себя через мягкость. Радость покоится на твердости внутри, проявляясь внешне в уступчивости. Радостное настроение заразительно и приносит успех. Но радость должна быть основана на стойкости, иначе она превратится в безудержное веселье. Истина и сила должны быть в сердце, а мягкость проявляется в общении.
В тексте написано:
Радость.
Свершение.
Благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 59
渙 Хуань. Раздробление
Состоит из нижней триграммы Вода (Кань) и верхней Сюнь (Ветер). Ветер, дуя над водой, рассеивает ее. Речь идет о рассеивании и растворении разделяющего самомнения. Общее празднование больших жертвенных пиров и священных ритуалов было средством, с помощью которого правитель объединял людей. Другим средством для объединения было совместное действие в больших начинаниях. В общей концентрации для достижения цели разрушаются все барьеры. Но лишь человек, который свободен от эгоистичных суждений и упорен в справедливости и стойкости, способен растворить твердость самомнения.
В тексте написано:
Раздробление.
Свершение.
Царь приближается к обладателям храма
(к духам предков).
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 60
節 Цзе. Ограничение
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Кань (Вода). Озеро занимает ограниченное пространство. Когда вода входит в него, оно переполняется. Поэтому для воды нужно ограничение. В отношении обычной жизни это означает бережливость. В отношении морального аспекта – твердые рамки, которые устанавливает высший человек своим действиям – ограничение преданности и бескорыстия. Но они должны иметь меру. Если налагать чрезмерные ограничения на свою природу, это принесет вред. Если налагать чрезмерные ограничения на других, они восстанут.
В тексте сказано:
Ограничение.
Свершение.
Горе ограничено.
[Оно] не может быть стойким.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 61
中孚 Чжун фу. Внутренняя правда
Состоит из нижней триграммы Дуй (Озеро) и верхней Сюнь (Ветер). Ветер дует над водой и приводит ее в движение. Так видимые следствия невидимого проявляют себя. Твердые линии сверху и снизу гексаграммы указывают на сердце, свободное от предрассудков и открытое к истине. Вепри и рыбы наименее умные из всех животных, на них труднее всего повлиять. Сила внутренней правды должна возрасти, чтобы оказать влияние на таких существ.
В тексте сказано:
Внутренняя правда.
[Даже] вепрям и рыбам счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 62
小過 Сяо го. Переразвитие малого
Состоит из нижней триграммы Гэнь (Гора) и верхней Чжэнь (Гром). Исключительная скромность и добросовестность будут награждены успехом. На большой успех не стоит рассчитывать, так как недостаточно силы. Не следует стремиться к высокому, но держаться более скромного.
В тексте сказано:
Переразвитие малого.
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Можно действовать в малом.
Нельзя действовать в великом.
От летящей птицы остается [лишь] голос [ее].
Не следует подыматься.
Следует опускаться.
[Тогда будет] великое счастье.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 63
既濟 Цзи цзи. Уже конец
Состоит из нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней Кань (Вода). В гексаграмме сильные линии находятся на сильных местах, слабые – на слабых. Переход от беспорядка к порядку завершился. И только в небольших деталях еще нужно достичь успеха. Но когда достигнуто совершенное равновесие, любое движение может превратить порядок в беспорядок. Гексаграмма означает высшую точку, в которой нужна крайняя осторожность.
В тексте написано:
Уже конец.
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.
В начале — счастье.
В конце — беспорядок.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)
Гексаграмма 64
未濟 Вэй цзи. Еще не конец
Состоит из нижней триграммы Кань (Вода) и верхней Ли (Огонь). Указывает на период, когда переход от беспорядка к порядку еще не завершен. Задача – привести мир обратно от беспорядка к порядку. Нужно двигаться осторожно, как старый лис, идущий по льду. Молодой лис, который еще не осторожен, может упасть и вымочить хвост. Поэтому осторожность необходима для успеха.
В тексте сказано:
Еще не конец.
Свершение.
Молодой лис почти переправился.
[Если] вымочит хвост, [то] не будет ничего
благоприятного.— Книга перемен (пер. Ю.К.Щуцкий)